Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Система развития и поддержки творческой одаренности детей в МОУДОД «ЦДТ «Радуга»
Выскребенцева О.Н.

Система развития и поддержки творческой одаренности детей

в МОУДОД «ЦДТ «Радуга»

Петенова Л.С., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Согласитесь, уважаемые коллеги, таланты рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества вообще насчитывается не более 400. Так что же тогда понимать под термином «Одаренный ребенок»?

С точки зрения психологии, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде  деятельности.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ученика. Четвертый год в стране и в регионе реализуется приоритетный национальный проект «Образование», одним из направлений которого является поддержка лучших представителей молодого поколения. Работа с одарёнными детьми все больше выдвигается в разряд приоритетных направлений социальной политики, как на уровне общества, так и на уровне государства.

В программе «Наша новая школа» провозглашено, что «необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей».

Это связано с осознанием значения инновационной трансформации экономики, ухода от «сырьевой зависимости», формирования новой смены качественных научно-исследовательских и инженерно-технических кадров. В связи с этим появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одарённых детей. В общественном сознании формируется понимание того, что переход в пространство наукоёмких технологий для России невозможен без сохранения и умножения ее интеллектуального потенциала.

Наиболее успешными и получившими достаточно широкое географическое распространение внутри России сегодня  признаются следующие программы: «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех», «Сократ», «Золотое руно», «Британский бульдог», «КИО».

Школьники нашего города активно участвуют в названных конкурсах, координация которых осуществляется руководителем структурного подразделения ЦДТ «Радуга».

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру – математика для всех» появился в России в 1994 году. Его учредителем является Институт продуктивного обучения Российской академии образования (РАО). За 15 лет конкурс распространился почти по всем регионам страны. В его программу включены задания по алгебре и анализу, геометрии, задания, проверяющие навыки логических рассуждений.

Конкурс-игра «КИО» (Конструируй, Исследуй, Оптимизируй) проводится ежегодно в конце февраля – начале марта. Учредители конкурса – журналы «Компьютерные инструменты в образовании», «Компьютерные инструменты в школе» и Институт продуктивного обучения Российской академии образования. Участникам конкурса предлагаются задания двух уровней: I уровень доступен учащимся до 7 класса включительно, задания II уровня адресованы учащимся 8–11 классов, студентам колледжей, техникумов и младших курсов университетов. Участникам конкурса предлагаются три задачи, для решения которых нужно проявить изобретательность и смекалку.

Для работы с задачами выдаётся специальное программное обеспечение. Каждая задача допускает много разных решений, а участники сравниваются по тому, насколько их решение оптимальнее решений других участников.

«Золотое Руно» – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры, проводится с 2003 года. Целями и задачами конкурса являются: развитие интереса школьника к истории мировой художественной культуры; активизация внеклассной и внешкольной работы; развитие информационной культуры школьников.

«Сократ» – школьная математическая олимпиада, оформленная как он-лайновое соревнование школьников в умении решать логические задачи. Олимпиадные задачи рассчитаны не на усвоение школьного материала, а на логическое мышление, сообразительность и смекалку. Руководитель проекта – преподаватель математики Игорь Ульяновский.

«Британский Бульдог» – конкурс, разработанный английской организацией «British Institutes». Главная его цель – вызвать интерес к английскому языку, желание постоянно узнавать и открывать в нем что-то новое.

Всероссийский конкурс-игра «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» по информатике и основам ИКТ впервые состоялся в 2008 году. Организатором также является Институт продуктивного обучения РАО, а непосредственное проведение конкурса осуществлялось Уфимским филиалом Института продуктивного обучения. В субъектах Федерации организацией конкурса занимались местные оргкомитеты, сформированные на базе региональных органов управления образованием, региональных институтов повышения квалификации работников образования, ведущих вузов и школ. Конкурс действует примерно по той же схеме, как «Кенгуру» или «Британский бульдог». При этом каждый участник выполняет работу в своей школе, ему предлагается ответить на 30 тестовых заданий.

Одной из основных задач учреждений дополнительного образования является создание условий для выявления, обучения и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей. Этому способствуют разнообразие видов деятельности в учреждениях, особенности организации образовательного процесса, творческий характер обучения. Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка, и поддержки его одаренности через предоставление ребенку права приобретать собственный познавательный  опыт и права быть субъектом собственной деятельности.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Развитие творческого потенциала личности, поддержка и развитие одаренных детей является одним из приоритетных направлений деятельности ЦДТ «Радуга». Наш Центр не проводит каких-либо вступительных испытаний, отбора наших будущих воспитанников, мы работаем с теми детьми и родителями, кто изъявил желание заниматься в наших кружках, секциях и объединениях. Не случайно, мы работаем над проблемой повышения качества преподавания путем выбора педагогических технологий, методов, приемов обучения, оптимальных для каждого школьника и для развития способностей одаренных детей. В свете новых требований к образовательным услугам дополнительного образования  возникла необходимость совершенствования системы развития и поддержки творческой одаренности детей.

В течение многих лет в Центре, как и в других учреждениях дополнительного образования, в качестве экспертизы одаренности детей и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования, научные конференции, работа профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочные сборы, научно-исследовательская работа, работа школы «Интеллект», которая была создана в процессе реализации городской программы «Одаренные дети».

Сегодня в Центре реализуются 86 образовательные программы по 5 направлениям деятельности, из них 5 программ школы «Интеллект», ориентированные на развитие детской одаренности.

Программы для работы с одаренными детьми должны соответствовать следующим требованиям:

1. Обеспечивать самостоятельность в учении (обучением руководит сам ребенок).

2. Развивать методы и навыки самостоятельной работы.

3. Развивать продуктивное мышление высокого уровня (творческое, критическое, абстрактно-логическое).

4. Поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды.

5. Поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм.

6. Развивать самопознание и самопонимание, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

7. Учить детей оценивать результаты работы с помощью соответствующих критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.

Разумеется, работа с одаренными детьми невозможна без хорошей подготовки педагогов и их желания творить. В современных условиях меняется и роль педагога дополнительного образования, деятельность которого не ограничивается организацией кружковой работы. Педагог дополнительного образования должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ. При этом сам педагог должен стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. И, конечно, неотъемлемым качеством педагога является психолого-педагогическая компетентность в вопросах социально-психологического развития одаренных детей. С одаренными детьми работать гораздо сложнее, чем с обычными воспитанниками». Необходима дополнительная подготовка к каждому занятию, нужно постоянно быть готовым к неожиданным вопросам. Одаренные учащиеся нередко проверяют педагога на «прочность». Кроме того, детям важно почувствовать в педагоге «родственную душу», уважающую их личность, их интересы.

В нашем Центре дополнительного образования работают педагоги, значительная часть которых по своим профессиональным качествам готова к работе со способными и одаренными учащимися. На сегодняшний день из 90 педагогов ЦДТ «Радуга» 22 педагога с высшей квалификационной категорией, 39 педагогов имеют I квалификационную категорию, 25 педагогов – II квалификационную категорию.

О профессионализме педагогов ЦДТ свидетельствуют факты:

- почетные звания имеют 6 педагогов: (Никульшина В.А., Сибрина О.А., Побежимова В.А., Чихляева А.А., Булгакова Л.Г, Гооге Т.П.);

- грамоты Министерства образования РФ – 5 педагогов: ( Сибрина О.А., Иванчикова Т.Н., Морозов Н.Л., Калашникова И.П., Подовинникова М.К.);

- звание «Лучший учитель России» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» – 4 педагога;

- грамоты ГУО, Департамента общего и профессионального образования, Министерства образования Оренбургской области – 14 педагогов;

- участники и победители городского конкурса «Сердце отдаю детям» – 5 педагогов;

Педагоги осознанно подходят к вопросу повышению своей квалификации.

12 педагогов дополнительного образования в г. повысили свою квалификацию на курсах «Intel. Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» в г. Бузулуке, 8 закончили обучение и получили высшее образование, 2 педагога продолжают заочное обучение в высших учебных заведениях.

В качестве главного фактора, определяющего концептуальные основы деятельности нашего учреждения выступают потребности населения, его социальный заказ.

В МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» открыты новые, востребованные социумом, кружки и объединения:

- «Предпринимательство»;

-«Информ@шка»;

- теннисный кружок;

- кружок английского языка;

Увеличено количество часов в объединениях «Бокс» и «Изодеятельность».

Перспективным остается направление деятельности Центра – подготовка детей к поступлению в первый класс в группах кратковременного пребывания детей. Достаточно перспективен развивающийся театр игры «Бумеранг», воспитанники которого принимают участие в областном конкурсе игровых программ – руководитель Худякова Л.Н.

Добились выделение новых ставок логопеда и методиста, в перспективе необходима ставка костюмера для театра моды «Юнона», открытие кружка «Юный журналист».

Последние годы в работе с одаренными детьми наметился качественно новый этап, характеризующийся активизацией инновационной деятельности. Наше учреждение тоже старается идти в ногу со временем. Педагоги ЦДТ «Радуга» занимаются сами проектной и исследовательской деятельностью и руководят научно-исследовательской деятельностью учащихся, занятие которой считается составной частью работы по развитию детской одаренности.

В ходе исследований и подготовки выступлений учащиеся овладевают умением анализировать, планировать, рефлексировать, ставить и решать учебные задачи, моделировать способы их решения. Это позволяет детям гармонично интегрироваться в социальное пространство современного общества.

С января 2009 года работает Научное общество в ЦДТ «Радуга» и уже есть результаты:

- внедрены в практику научно-практические консультации для педагогов и воспитанников;

- участие воспитанников и педагогов в научно-исследовательских городских и областных конференциях;

-проведение научно-практических семинаров.

В областном конкурсе детского литературного творчества «Рукописная книга» и в конкурсе исследовательских работ имеются призовые места.

Центр детского творчества «Радуга» сотрудничает с БГТИ, на базе которого под руководством кандидата педагогических наук Коршиковой Н.А. работают кружки по проектно-исследовательской деятельности.

Под руководством Побежимовой В.В. и Видяковой Е.А. продолжается апробация образовательных программ нового поколения:

- «Берегиня»;

- театра моды «Юнона».

В ЦДТ «Радуга» создан банк данных методических программ, исследовательских работ, сценариев мероприятий и праздников. Разработаны образовательные программы по элективным курсам по выбору (метод допрофессиональной подготовки и социальной адаптации):

- право;

- предпринимательство;

- «Дизайн и мода»;

- «Народные промыслы».

Систематизирован методический материал и издан сборник научно-методической продукции «Горжусь своей профессией».

Ведется разработка проекта по созданию виртуального музея.

Важно в работе с одаренными детьми сотрудничество с родителями, чтобы определиться в отношении целей, которые ставятся перед ребенком, и путей к их достижению. Когда семья и педагоги сотрудничают, одаренный ребенок наиболее полно реализует свой потенциал.

В работе с родителями используется привлекательный по своему воспитательному эффекту метод проектов, который организует коллективную деятельность педагогов, воспитанников и их родителей, также не забываются традиционные мероприятия. Работа с родителями проводится в форме индивидуальных консультаций, родительских собраний, анкетирования, проведения массовых мероприятий.

Функционирует родительский комитет, который способствует созданию условий для благополучного развития в коллективе каждого ребенка.

Высокий интерес родителей к проблемам Центра стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в делах объединений.

Оформлен стенд для родителей, который позволяет повысить родительскую компетентность в вопросах индивидуального развития ребенка.

Начата работа с детьми с ограниченными возможностями.

Таким образом, сотрудничество семья и ЦДТ «Радуга» – условие успешного процесса воспитания и развития личности ребенка. Только совместное сотрудничество поможет возрождению нравственных ценностей семьи, педагогическому просвещению родителей.

Согласованная взаимовыгодная деятельность данных институтов является одним из важнейших условий развития одаренности детей в современных условиях.

Результативностью деятельности Центра детского творчества «Радуга» можно считать показатель достижений одаренных детей, ставших призерами городских, областных всероссийских, международных конкурсов, олимпиад, конференций и соревнований.

Одаренные дети, занимающиеся у талантливых педагогов, сами становятся педагогами (Барсукова О.В, Кибиткина Т.А. – воспитанники Побежимовой В.В.,). Лаптева Елена обучается в Московском университете культуры и искусства – воспитанница Сибриной О.А, Степанов Александр Юрьевич – руководитель кружка «Брейк-данс.

Достижения педагогов и воспитанников нашего Центра отмечены в сборнике материалов к областному практико-ориентированному семинару, который прошел в г. Оренбурге в областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко при поддержке Министерства образования Оренбургской области.

В свете новых требований к дополнительному образованию одной из главных задач Центра – работа над повышением качества образования через обновление его содержания, а именно: внедрением современных технологий, созданием благоприятных условий для самореализации участников образовательного процесса, внедрением инноваций, и повышение профессионализма педагогов.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса ЦДТ позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей, но в решении данной проблемы существует ряд противоречий.

Мы отлично понимаем, что наша деятельность нуждается в совершенствовании:

- нет четких критериев диагностирования и выявления детской одаренности;

- отсутствуют индивидуальные учебные планы для работы с одаренными детьми;

- публикуемые методические материалы по проблеме детской одаренности содержат в основном теоретические материалы и слабо используются в практической деятельности педагогов;

- недостаточная материально-техническая база учреждения не дает в полной мере возможности развивать информационные и проектные технологии развития детской одаренности.

Проблема развития одарённых детей средствами дополнительного образования до конца не решена, но бесспорно, она актуальна, важна и перспективна. Выявление, раскрытие и поддержка детской одарённости важно не только для самих детей, но и для общества в целом, для его будущего.

Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (14.04.2012)
Просмотров: 1822 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики