Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 06:20
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Система работы по эстетическому воспитанию дошкольников в рамках комплексной образовательной программы «Капельки» в школе гуманитарно-эсте

Система работы по эстетическому воспитанию дошкольников

в рамках комплексной образовательной программы «Капельки»

в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино»

Выскребенцева О.Н. – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МОБУДОД "ЦДТ «Радуга».

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном и младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Трудно переоценить значение образования в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент развития личности ребенка, его базовая культура, которая позволяет в дальнейшем успешному овладению различными видами деятельности и областями знаний в других возрастных этапах.

Сегодня наряду с традиционными дошкольными образовательными учреждениями все большее распространение приобретают группы кратковременного пребывания детей на базе учреждений дополнительного образования детей. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых болезненность детей, сложности с адаптацией в детских коллективах, психологические проблемы (тревожность, агрессивность, конфликтность и др.), а также неудовлетворенность родителей качеством предоставляемых детским садом образовательных услуг.

В данной материале я хотела бы осветить опыт работы по эстетическому воспитанию дошкольников в рамках комплексной образовательной программы «Капельки» в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино» Центра детского творчества «Радуга» города Бузулука.

Приступая к работе в школе «Буратино», педагоги определили наиболее перспективные направления деятельности, существующие в УДОД, содержание которых заложили в свои образовательные программы. За основу педагогического планирования были взяты программы: «Детство», «Радуга», «Развитие», региональная программа «Мир детства», авторские технологии Зайцева, Монтессори, программа развития Венгера.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания направлен на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей старшего дошкольного возраста, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками. Чем раньше развивать у детей логическое, абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и внимание, тем успешнее результаты воспитания.

В период, предшествующий поступлению ребёнка в группу, он воспитывается в кругу семьи. Как показал проведенный опрос семей, ребёнок не обеспечивается в домашних условиях разнообразием видов деятельности, необходимых для его гармоничного развития. Основные запросы семей к группам кратковременного пребывания сводятся к следующему:

  • научить ребёнка взаимодействовать со сверстниками в отсутствии родителей;

  • подготовить его к школе в интеллектуальном плане (математика, грамота, и т.д.);

  • развить физически.

Потребность наиболее полного раскрытия способностей ребенка послужило причиной создания комплексной образовательной программы «Капельки», что является результатом коллективной работы педагогов дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга» г. Бузулука с детьми старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания. Составители программы учли достижения психолого-педагогических наук в области дошкольного воспитания и педагогический опыт работы в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста.

Занятия детей с взрослыми строятся в непринужденной партнерской форме и направлены на решение простых, доступных для выполнения задач с видимым и значительным для каждого ребенка результатом в виде рисунка, аппликации, работы в тетради по веселому счету или задания на логическое и абстрактное мышление. В основу педагогического общения заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая творчески использовать арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, что способствует свободному общению как взрослого с детьми, так и детей друг с другом. В старшем дошкольном возрасте такие занятия формируют у детей уверенность в своих возможностях, направленные на овладение определенными знаниями.

Образовательный процесс включает в себя разные виды деятельности, традиционно отведенные обществом для дошкольников. Каждый из них способствует развитию ребёнка по нескольким направлениям, к ним относятся: игровая деятельность, продуктивная (изобразительная и конструктивная), восприятие художественной литературы, восприятие музыки, двигательная активность, элементарная математика, бытовая деятельность по самообслуживанию.

Дошкольный возраст – возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Педагог призван помогать в его развитии. Все эти виды деятельности охватывают несколько направлений развития, вводят ребёнка в культурный мир, при этом каждый вид деятельности имеет специфические развивающие образовательные функции. Так для познавательного развития важны все виды деятельности, для активизации воображения ценны восприятие художественных произведений и изобразительная деятельность.

В основу программы заложено руководство задачами обогащения, обновления содержания полученных знаний и навыков без психологической перегрузки и единство нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Воплощение замысла комплексной программы осуществляется в различных формах. Это может быть: проигрывание воображаемых ситуаций, коммуникативная деятельность, развитие природной любознательности, знакомство с азами музыкального и изобразительного искусства.

Одним из важных направлений учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования являются занятия с детьми гимнастикой, музыкально-ритмическим воспитанием. Актуальность ритмической гимнастики обусловлена тем, что она доступна, так как содержание её базируется на знакомых занимающимся упражнениях. Это общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца и другие. Практически у ребёнка утомление внешне не проявляется, в функциональном плане изменения наблюдаются, но процесс восстановления проходит очень быстро, благодаря упражнениям на расслабление.

Рисование – одна из важных сторон изобразительной деятельности. Прежде, чем изобразить предмет необходимо научить обследовать фигуру (определить её характерные особенности), научить зрительно видеть и определять линии горизонта, определяя понятия: дальше - ближе, выше - ниже. Параллельно с изображением предмета идет работа по ознакомлению с цветом, формой и т.д.

Работа по программе представлена в виде 4 основных тем года:

1. «Мир волшебных красок».

Основы цветоведения, смешение цветов, художественный язык;

2. «Секреты бумажного листа».

Бумага, история появления и вид бумаги, техника работы с бумагой, знакомство с элементами бумажной пластики.

3. «В согласии с природой».

Воспитание художественно-конструктивного видения окружающего мира, природы и его внешних форм и красок.

4. «Разноцветные краски».

Развитие способности к реализации образов изображения сюжета, метод фантазирования, сочинение достаточно оригинальной истории и сказки на любую тему по описанию моделей.

Целью программы «Поющие звездочки» является формирование и развитие музыкального вкуса, воспитание творческих и эстетических потребностей, развитие музыкальных возможностей и способностей: музыкального слуха, памяти, ритма, музыкального восприятия, развитие голосовых данных у детей. Критерии отбора музыкального материала в программу заимствованы из художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и музыкально-творческой системы К. Орфа.

Программа предусматривает музыкально-театральную деятельность. В основе музыкальной театрализации лежит самостоятельное выполнение ребёнком роли, которую он сам себе выбрал (по договоренности с другими детьми) и построения им сюжета музыкальной игры. Музыкально-игровое творчество требует от детей индивидуальных и коллективных усилий.

В процессе работы над танцевальными движениями формируется художественный вкус, развиваются творческие музыкально-ритмические способности, формируются осанка, пластичность движений, умение легко и красиво двигаться под музыку. Используются разнообразные и доступные движения классического, народного и современного танца, создается танцевальный репертуар, направленный на воспитание личности, его гуманного отношения к людям разных национальностей.

При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучение и художественном развитии детей, наглядности, и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития).

Осуществление образовательного процесса, включающего разные виды активности, требует рациональной организации предметно-пространственной среды, характеризующейся функциональностью, доступностью материалов и пособий для детей, многоуровневостью (обеспечивающей самореализацию детей с разным уровнем развития). Это особенно важно для содержательной самостоятельной деятельности дошкольников.

К созданию эстетической, предметной среды активно привлекаются дети, что способствует формированию у них художественных эстетических чувств, способностей. Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей.

Большое значение в жизни ребенка имеют игрушки. В школе «Буратино» игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера.

В групповом помещении выделяются рабочая часть для занятий (с одним большим рабочим столом или несколькими столами меньшего размера) и пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам. Это места для сюжетной игры, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, а также книжный уголок, где можно спокойно рассматривать книги, альбомы.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: осуществляемое целенаправленное полноценное эстетическое воспитание в рамках комплексной образовательной программы школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино» обеспечивает психическое развитие, которое заключается в развитии таких процессов, как эстетическое восприятие, образное представление, воображение, мышление, внимание, воля; основных качеств личности: активность, самостоятельность, трудолюбие.

У детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждение и отношение к окружающему и искусству, к художественной деятельности. Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у них разнообразных способностей – как художественных, так и интеллектуальных. Разные виды художественной деятельности играют в этом важную роль. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не только для успешного творчества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.

Исходя из общеизвестного положения о том, что все человеческие способности базируются на сенсорном развитии, в программе уделяется большое внимание сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия: зрительного, слухового, тактильного, кинестезического, перцептивных действий- действий восприятия (обведение предмета и его частей по контуру взором, движением руки, вслушивание в звуки природы, музыкальные звуки, воспроизведение их ритмического рисунка постукиванием и др.), постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений и тех их свойств, которые дети будут передавать в своем творчестве.

Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (14.04.2012)
Просмотров: 3270 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики