Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 09:21
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Семья – ребенок – педагог, результативное взаимодействие

Семья – ребенок – педагог, результативное взаимодействие

О.Н. Выскребенцева, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

      Залогом успешной воспитательной деятельности с детьми является сотрудничество педагогов с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача любого образовательного процесса. ШГЭР «Буратино» – первый внесемейный социальный институт (в школе обучаются дети не посещающие детские сады), первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

        Именно в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных семьях.

        Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагает равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

             Для осуществления дифференцированного подхода педагогов к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

  • своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями групп;

  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;

  • одновременное влияние на родителей и детей.

        Такая дифференциация помогла педагогам ШГЭР «Буратино» найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. В процессе сотрудничества система работы с родителями заключалась в следующем:

  • изучение социальных запросов родителей (анкетирование);

  • знакомство с контингентом родителей (анкеты - опросники);

  • анализ эффективных форм совместной деятельности.

           Изучение семей воспитанников позволило ближе познакомиться с ними.

В настоящее время мы используем всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. Используется:

  • наглядная пропаганда;

  • родительские собрания;

  • беседы и консультации;

  • анкетирование;

  • дни открытых дверей;

  • праздники;

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • индивидуальные беседы с детьми;

  • наблюдение воспитателем и педагогами за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода.

         Осуществляя педагогическую пропаганду, мы используем различные виды наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стенда, тематических выставок и т.д., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, доступно и убедительно дать нужную педагогическую информацию. Постоянно оформляется стенд «Родительский вестник», содержащий информацию по двум разделам: повседневная жизнь групп – различного рода объявления, режим и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в школе «Буратино» и семье.

          С большим удовольствием родители рассматривают рисунки детей, аппликации, поделки из пластилина и соленого теста на выставках.

          В разделе «Советы психолога» под руководством психолога Центра «Радуга» помещаются рекомендации по различным вопросам воспитания и обучения детей.

      Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в «Буратино», чем занимаются. Знакомим родителей с этим, путем проведения дней открытых дверей. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей; перенять у педагогов приемы обучения и воспитания. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям на праздниках. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли школы «Буратино» в жизни и воспитании их детей. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

       Еще одной важной формой педагогической пропаганды является создания сайта ШГЭР «Буратино», на котором также размещается информация для родителей :советы, рекомендации, памятки, задания для самостоятельной работы с детьми в домашних условиях.

        При анализе работы с родителями из года в год мы следим за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает школу «Буратино», усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, в группах 6-го года жизни много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в группах 7-го года жизни уделять внимание формированию познавательных интересов, трудолюбия, обучению и воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке к школе и т.д.

    После изучения результатов анкетирования родителей воспитатель при каких-либо нарушениях должен направлять их в нужное русло, указав на ошибки или порекомендовать обратиться с вопросами к психологу.

        Эффективность работы с родителями и детьми во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей, педагогов к самим родителям, детям.

      Я думаю, что нам не стоит на этом останавливаться, необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, ситуацию в обществе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (14.04.2012)
Просмотров: 1576 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики