Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 07.05.2024, 22:09
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

«Профессия-педагог-гитарист»

«Профессия-педагог-гитарист»

Нелюбова А.М., педагог дополнительного образования МОБУДОД «ЦДТ «Радуга», первая квалификационная категория

Дополнительное образование позволяет совместить образовательный процесс с процессом самореализации и саморазвития ребенка. Дополнительное образование детей является сферой освоения обучающимися личностно-значимого, индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам. Эта образовательная деятельность протекает в свободное время ребенка по его желанию, с учетом его интересов и потенциальных возможностей.

Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его способностей и возможностей. Достижения детей обеспечиваются деятельностью педагогов. Проблема педагогической результативности сегодня тесно связана с проблемой педагогической ответственности и ее мерой и носит ярко выраженный, нередко доминирующий, социальный оттенок.

На фоне все более ощутимых успехов гитарного исполнительства наметилось, на мой взгляд, и явное отставание теории от практики. А, как известно, успех сопутствует лишь тогда, когда теория и практика шагают нога в ногу. Педагогическая деятельность – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи. Такую работу нельзя пустить на конвейер педагогического шаблона. Она требует индивидуального, тонкого и творческого отношения.

Сложность профессии заключается в том, что труд этот, по существу, весь устремлен в будущее, а его результаты проявляются не сразу. Успешно заниматься музыкальной педагогикой может лишь тот, кто испытывает призвание к этому нелегкому труду. Не случайно все талантливые педагоги отличались почти преданностью своему делу. Преподавание же без увлечения выливается в скучный процесс, мучительный как для обучающегося, так и для педагога.

Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Он должен быть увлеченным, влюбленным в свое дело  и детей человеком, быть интересной личностью. Прежде всего, он должен хорошо владеть своим инструментом. Ребенка никто не в силах заставить заниматься у педагога, который ему не понравился как человек и как профессионал. Однако прямая зависимость между исполнительским и педагогическим мастерством существует далеко не всегда. Не каждый хороший исполнитель может стать столь же хорошим педагогом. Педагогика требует особых способностей. История педагогики знает немало случаев, когда исполнители среднего уровня становились, тем не менее, прекрасными педагогами. Объединение в руках педагога – это творческая лаборатория, мастерская, способная оказывать существенное воздействие на судьбы исполнительского искусства.

В процессе своей работы педагог наблюдает, сравнивает, сопоставляет, размышляет, анализирует, обобщает, делает выводы. В результате, на мой взгляд, он становится специалистом более широкого профиля, чем музыкант, занимающийся только исполнительством. Он обладает более гибким и универсальным методом. Он способен лучше отличить общее, главное от частного и второстепенного, он может развивать самобытность ученика и наметить индивидуальный путь его развития и совершенствования.

Все сказанное выше не перечеркивает для педагога возможности исполнительской деятельности. Напротив, желательно, чтобы творческий наставник не прерывал связи с исполнительским искусством. Играющий педагог постоянно ищет новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Все это положительным образом отражается на его педагогической деятельности. Но наряду с этим он должен обладать дидактическими способностями, умением передавать свои знания ученикам. Ему необходимо ориентироваться в научной проблематике, владеть современной методикой преподавания. Он обязан быть не только хорошим музыкантом, но и широко образованным человеком, знать литературу, живопись и другие виды искусства, разбираться в анатомии и физиологии, акустике и психологии, социологии и других областях знания. Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности. Очень важным педагогическим качеством является постоянная нацеленность на формирование в ученике умения «наполнить музыкой» любое действие. При этом сами технические приемы обретают внутренние связи, становятся пластичными, «текучими», естественно переходят один в другой, образуя некое образно – технологическое единство.

История музыкальной педагогики, опыт работы показывают, что в классе у педагога не может быть даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому.

Индивидуальные особенности учеников бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо – физиологических данных, психических свойствах, музыкальных способностях. Исследуя эти особенности, прогрессивные педагоги усомнились в возможности найти единственную, абсолютно верную и одинаково пригодную для всех постановку исполнительского аппарата, систему совершенствования технических приемов, методику развития музыкальных способностей.

Опытные педагоги в своей повседневной практике изучают особенности и характеры своих учеников и на этом основании ищут «ключ» к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика научить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить самостоятельность, и т.д.

Высшей формой проявления личностного подхода к обучающемуся является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ребенка, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других и далее целенаправленно развивать творческую самостоятельность своих воспитанников, исходя из индивидуальных качеств.

           В работе с детьми важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются им в последующей самостоятельной, профессиональной работе.
Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (15.11.2012)
Просмотров: 1746 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergawalp  
<a href=http://zmkshop.ru/>металлический штакетник от производителя одинцово</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики