Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 07.05.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование фольклора в патриотическом воспитании детей и подростков

Использование фольклора в патриотическом воспитании

детей и подростков 

Колыхалова Н.В., педагог-организатор муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Радуга»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Возросший интерес к национальной культуре – яркая примета нашего времени. Актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство, фольклор, устное народное творчество органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Они содержат в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесли до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Известна истина: что заложено в начале жизни, то остаётся в человеке навсегда. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

С возрождением народных традиций мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Проблема ценностной ориентации в воспитании патриотизма у молодого поколения остро встала в связи с социально-экономическими преобразованиями в России, с развитием рыночных отношений. В современных условиях радикальной трансформации общественных отношений, вызванной утратой духовно-нравственных ценностей и ориентиров, все более возрастает значение потенциала народной педагогики как фактора реализации национальной концепции воспитания.

Сущность этнокультурного воспитания заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, её культуры, самосознания на основе преемственности поколений с учётом современных изменяющихся условий. Этнокультурное обучение рассматривается, как модель межпоколенной трансляции традиционной культуры, называемой условно «фольклорной моделью обучения», суть которой заключается в проживании народных традиций, обычаев, обрядов, праздников.

В практической работе суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития детей и подростков, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания, в частности.

Патриотическое воспитание подростков на этнокультурных традициях на личностном уровне способствует национально-культурной идентичности и повышает межкультурную толерантность, а на социальном - обеспечивает сохранность культуры народа как исторически устойчивой целостности.

Молодое поколение, погружаясь в мир народной культуры и усваивая ее ценностно-нормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее реализует себя в других этнокультурных средах. Патриотическое воспитание формирует системное качество личности, обеспечивающее ее целостность и самотождественность, позволяющее осознавать индивидуальность и одновременно ощущать себя частью общности «мы» - народа, страны, мира. Постижение подростками этнокультурных традиций и ценностей активизирует формирование индивидуально-личностных смыслов жизни, способствует духовно-нравственному самоопределению личности, обеспечивает молодого человека адаптационными ресурсами для успешной социализации и самореализации в сфере образовательной и культурно-досуговой деятельности.

Однако сегодня педагогические резервы этнокультурных традиций как средства патриотического воспитания подрастающего поколения не используются в полной мере, как в практике учреждений образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности. В современном образовании недооценивается роль преемственности этнокультурных традиций, что в конечном итоге тормозит развитие национальной культурной самобытности региона. Культурно-досуговые учреждения, работая в жестких условиях рынка, все больше специализируются в русле зрелищно-развлекательных программ.

В сложившейся ситуации патриотическое воспитание предполагает концентрацию ресурсов различных социально-культурных институтов в сфере дополнительного образования, которое выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предлагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самореализацию личности.

Одной из основных идей работы клуба по месту жительства «Веселые ребята» является создание условий для формирования и развития гражданских и патриотических качеств личности посредством фольклора в рамках организации жизнедеятельности клуба по месту жительства.

Основными принципами воспитательной работы являются:

- Интеграции – данный принцип реализуется в действиях, направленных на объединение всех воспитанников клуба, жителей двора и нашего коллектива, старшего и подрастающего поколений; и самое главное – интеграции личности ребёнка в социальное пространство жизни и пространство жизни народа.

- Историзма – обращение к истории большой и малой родины является не только основой познавательной деятельности, но и важным условием духовного, творческого и социокультурного развития ребёнка.

- Цикличности – развитие всего живого на земле, да и самой жизни происходит по этому принципу. В работе используется определённый набор форм, методов и средств, но обязательно с привнесением чего-то нового и неизвестного прежде, то есть предыдущая информация повторяется в развитии.

На протяжении шести лет веду работу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям, целенаправленно веду работу по развитию творческих способностей детей.

В своей практической работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры могу выделить следующие приоритеты:

1.                 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными - это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2.                 Использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. 

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки использую в сценариях театрализованных представлений и праздников.

Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

3. Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Изучение фольклорных традиций происходит через участие в праздновании (религиозных) церковных и народных праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным календарём. Так, например, отмечая Масленицу, воспитанники сначала знакомятся со значением этого праздника в русской традиции, а затем разучивают песни, хороводы и игры, сопровождающие этот праздник.

Традиционно проводим празднования встречи осени, Покрова, Масленицы, Рождества, Пасхи, Красной горки.

Ознакомление с работами мастеров прикладного творчества происходит на выставках и экспозициях краеведческого музея, на занятиях в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебный клубок», а также в личных встречах и беседах.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (07.10.2012)
Просмотров: 6467 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики