Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 05.05.2024, 22:00
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование духовности и уважения к традициям своего народа через реализацию социального проекта «Берегиня»

Побежимова Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования МОБУДОД «ЦДТ «Радуга»,  первая квалификационная категория.                                               

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире.

Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению детей к национальной культуре, к традициям, отводится важная роль в формировании личности ребенка.

Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея.

Актуальной педагогическойзадачей современности выступает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, любил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания духовности, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего в сфере воспитания и образования.

Приобщение детей и подростков к народному декоративно-прикладному искусству, сохранение, возрождение и практическое его освоение на основе лучших образцов народного творчества, создание современных произведений декоративно-прикладного искусства являются основными задачами деятельности социального проекта «Берегиня».

Проект «Берегиня» был создан в сентябре 2007 года педагогами, Илюхиной-ВащукЛюбовь Ивановной и Побежимовой Валентиной Владимировной, как результат совместной работы объединений декоративно-прикладного творчества и фольклора. Такой симбиоз был задуман для более полного понимания детьми смыслов традиционной культуры, её ритмов, а включение в программу игрового, исторического, фольклорного материала давало возможность более гармоничного развития детей и коллектива в целом.

Деятельность Центра включает в себя следующие модули:

•        комната-музей, где проходят выставки, массовые мероприятия, творческие мастерские, открытые занятия;

•        программа «Живая и поныне старина», которая способствуетприобщению детей к истокам русского народного творчества через знакомство с произведения русского народного творчества, традиции русского народа;

•        образовательные программы «Рукодельница», «Золотая соломка», «Чудеса своими руками».

Комплексная образовательная программа «Берегиня» - это выставки, городские праздники, этнографические экспедиции, творческие мастерские, мастер-классы, семинары, фестивали, развивающие в детях готовность к творческому взаимодействию с людьми различных культурных традиций и уважение к культуре каждого этноса.

Программа «Живая и поныне старина» проходит в форме конкурсно- игровых, театрализованных программ, экскурсий, обрядов и т.д.

Работая по этой программе, педагоги приобщают детей к сохранению культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Собранный педагогами и детьми материал, а это уж 43 познавательно-игровых сценария, помогает развивать их естественную любознательность, желание узнать о жизни своих далёких предков, о культурном наследии, которое сохранилось с тех времён, уцелело и изменилось, дойдя до наших дней.

Дети, как известно, развиваются в игре. И творчество для них своего рода игра, увлекательная и бесконечно интересная. Этот возраст самый благоприятный для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Только заинтересованность в деле даёт возможность постигать новое, сложное, ранее неизученное. Чтобы у ребёнка появились способности, должно быть наличие некоторой потребности. Психология утверждает, что способности и потребности человека неотделимы друг от друга.

Для детей мы проводим мероприятия с использованием игрового и фольклорного материала. Например: «Фольклорные острова». Здесь с острова на остров дети путешествуют, надувая парус ладьи. Дети знают очень много считалок, дразнилок, которым их научили мамы или бабушки. Мероприятие получается намного интереснее, если на нём присутствуют разные поколения людей. Давайте немного отвлечёмся и вспомним дразнилки нашего детства и современные. Например:

- Борис-барбарис на верёвочке повис.

Как верёвка оборвётся, так Борис перевернётся.

В старшем возрасте, когда для ребёнка-подростка важна социально-коллективистская деятельность в обществе сверстников, мы предлагаем материал в форме театральных импровизаций, где у них появляется возможность «прожить» различные жизненные ситуации. Примером могут быть такие мероприятия: «Домовёнок Кузя», «Масленица», « Кузьминки», «Жаворонки».

Участие в мероприятиях способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России. Воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (истории, литературы, развитию речи, географии) и имеют связь с другими творческими объединениями, изучающими декоративно-прикладное творчество (вязание, вышивку, бисероплетение, фольклор).

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Особое внимание уделяется христианским иконам, праздникам, обрядам, обычаям. В народных праздниках, обычаях, приметах, как в красочном венке сплелись пришедшие из глубины веков языческие обычаи и христианские праздники.

Проделанная нами работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу: учебный процесс будет способствовать развитию творческого мышления детей на уроках декоративно-прикладного творчества и массовых мероприятиях, если:

- осуществляется включение в содержание образовательного процесса разноуровневых творческих заданий;

- развиваются интеллектуальные знания и умения детей;

- актуализируется субъектная позиция детей.

Одно из главных условий успеха в обучении, воспитании и развитии детского творчества – индивидуальный подход к каждому ребёнку, основанный на народных традициях воспитания. Индивидуальный подход требует изучения внутреннего мира детей, анализа их опыта, условий, в которых происходило формирование их личности.

Важен, принцип воспитания и обучения детей в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Много внимания уделяется возрастным особенностям обучающихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей, на которые надо опираться в процессе занятий.

Нам нравится наша работа, ведь мы возрождаем многовековую историю и уходящие в древность традиции. А ещё больше мы любим ребят, которые приходят к нам на занятия и мероприятия.

Декоративно-прикладное искусство – генофонд культуры, многовековое представление о красоте и гармонии. От занятия к занятию у детей накапливаются сведения о народных традициях, ремёслах, народной мудрости, которая вкладывалась в каждый сюжет, в каждый элемент росписи.

Освоив знания, навыки, умения наших предков, руководитель не должен останавливаться на достигнутом. Важно продолжать поиски новых методов воспитания. Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.

За прошедшее время были разработаны сценарии мероприятий, раскрывающие культурное наследие наше Родины, её знания и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет, проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен своей историей, прошлым, традициями, памятниками.

Эта работа кропотливая и постоянная, помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Народное искусство не изучалось, не воспитывалось должное отношение к нему как к народному достоянию.

Специалисты правомерно отмечают, что верность традициям должна учитывать реальное развитие общества, новые веяния времени. Педагог дополнительного образованиядекоративно-прикладного направления должен обладать знаниями традиций праздничной, художественной культуры. Ненавязчиво и бережно вводить детей в мир народной культуры.

Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Народная культура ставила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Благодаря стараниям опытных педагогов, хранителей и собирателей народных песен, мастеров народных промыслов, к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный. Как бы не отражал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке, ясно – это все от души.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора. Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у наших предков были Солнце, Земля-кормилица, хлеб-батюшка, воспетые в древних закличках, приговорках, песнях. Фольклор близок нашим детям. Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное народное творчество помогает подготовиться к фольклорным праздникам, к драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали.

Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный уровень наших детей.

Народный фольклор – средство нравственного этического и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое мышление.

Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей.

В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи, развивают ловкость. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеёк», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развиваются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры - огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника.

С детьми я проводила такие праздники как «Домовёнок Кузя», «Кузьминки», «Масленица», «Пасхальный перезвон», где дети, одетые в русские национальные костюмы пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально-чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.Педагоги, дети, родители и единомышленники на базе детского клуба «Романтик» создали музейную комнату, оформленную в бело-голубых тонах в виде русской горницы, собрали множество экспонатов старины. Здесь дети знакомятся со старинными изделиями быта: прялка, печь, чугуны и ухваты, а также со старинными изделиями декоративно-прикладного творчества: скатерти, рушники, подзоры и др. Так же в музее представлены работы современных хранителей народных традиций.  Дети с огромным удовольствием занимаются поисковой работой для пополнения музея экспонатами. В нашей комнате – музее уже проходили тематические выставки: «Ещё идут старинные часы», «Пасхальный перезвон», «Стариной лампы тёплый свет».

Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В своихрисунках, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.

Можно ли научить ребёнка быть счастливым в нашем агрессивном мире, найти тот нравственный стержень, который поможет оставаться в гармонии с самим собой и создать хотя бы вокруг себя гармоничную среду?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно решить эту проблему для себя, ведь ошибки педагогов зачастую обходятся обществу дороже, чем ошибки врачей. В педагогической среде в последнее время появляются педагоги, ставящие целью воспитание лидеров, которых мало волнуют судьбы окружающих.Поиск путей решения этой проблемы диктует необходимость осмысления и освоения социально-исторического опыта.

От нас с вами зависит, каким будет наше будущее, какими вырастут наши дети

Категория: Мои статьи | Добавил: obela (06.12.2014) | Автор: ольга E
Просмотров: 5397 | Комментарии: 5 | Теги: Формирование духовности и уважения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergawalp  
<a href=http://zmkshop.ru/novosti/?PAGEN_2=5>мик п фото</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики