Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 08.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кажаева Надежда Анатольевна, 

педагог дополнительного образования МОБУДОД «ЦДТ «Радуга»

Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Анализ психолого-педагогической литературы привел меня к пониманию того, что воспитанность следует рассматривать как меру соответствия развитых социально-ценностных отношений и функций ребенка, обеспечивающих полноту человеческой жизни, уровню культуры, кото­рый достигнут обществом на актуальный момент его развития. Воспитанность на сущностном уровне может рассматриваться как активная позиция, проявляющаяся в отношениях личности к действительности (отношение к труду, природе, к самому себе, окружающему социуму), в готовности к выбору жизненной позиции не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции мотивов, целей, смыслов.

Проблема образования (дополнительного или основного) в современных условиях – это не просто подготовка образованного и даже высокообразованного специалиста, а формирование человека цивилизованного, культурного, гуманного, нравственного. Впервые за последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет, транслирует и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого «Концепция духовно-нравственного воспитания». Он задаёт те ценностные ориентиры, которые являются результатом договора об общественном согласии. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщении учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

В силу особой восприимчивости младших школьников возникновение новых ценностных представлений и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Можно сказать, что данное поколение «уже родилось» с совершенно новыми ценностными представлениями.

Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие их ценностное сознание, ибо именно они представляют собой будущее нашего общества. Образование, как известно, является компонентом культуры. Передача ценностей и достижений культуры – первоочередная задача образования, важнейший результат образовательного процесса. Культурно-образовательное развитие человека является основой его духовного содержания. Без принятия определенных ценностей не может состояться социально ответственная личность, не могут быть освоены гума­нистические отношения и социально компетентное поведение. Только в случае принятия ценностей в сознании индивида возникает осознанное стремление к необходимым для эффективного взаимодействия социально-психологическим знаниям и к овладению социально-психологическими навыками, желание целенаправленно развивать в себе соответствующие культурному человеку личностные качества. Для всех, кто работает с детьми, очень важно иметь представления о том, что является значимым для них, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения, интересы – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании.

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях – мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях. Переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики. На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным – психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.

Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам. На моральные суждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения. В работе исследований Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Т.В. Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.

Как уже было отмечено, одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Сформированность определенных ценностей у школьников следует считать показателем результативности образовательного процесса, и вот по какой причине. Поскольку включение человека в социальные процессы во многом предопределяется информационным полем, в котором он находится, то успех формирования у младших школьников определенных ценностных ориентации зависит от того, в какой степени преобладающие в обществе ценности утвердились в системе отношений конкретного образовательного учреждения. Присутствуют ли они реально в поведении педагогов, в характере осуществляемой деятельности. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя констатировать факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность воспитательного процесса. Однако необходимо помнить о том, что образовательное учреждение  хотя и очень важный, но не единственный «вкладчик» в становление личности; следует учитывать факторы социальной среды, семьи, личных усилий ребенка. Важно адекватно оценить возможности образовательного учреждения, его целевое назначение и реальные задачи, которые оно может и должно выполнять в соответствии со своим функциональным потенциалом (в том числе и в плане формирования ценностных ориентации личности).

Каковы критерии отбора тех ценностей, формирование которых видится необходимым именно в рамках образовательного процесса, протекающего в образовательном учреждении? Главным, на мой взгляд, является соответствие этих критериев целям образовательной деятельности.

Говоря о формировании базовой культуры, следует подчеркнуть, что, с одной стороны, ценности личности связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума, но, с другой стороны, они есть субъектное выражение личности самого человека. Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы, по отношению к которым субъект определился, и определился позитивно. Принятие (или отрицание) определенных ценностей (смыслов) становится для него формой социальной активности. В принятых субъектом ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения (конкретное отношение к социальным объектам, явлениям), а также его личностные характеристики, связанные с определенным представлением о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Таким образом, путем принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, выбор норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценности имеют особое значение, так как, с одной стороны, они играют роль внутренних стимулов, а с другой стороны – роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и де­ятельность. Поэтому необходимым становится признание ценностного компонента в качестве важного показателя деятельности образовательного учреждения, свидетельствующего об определенных результатах образовательного процесса.

На мой взгляд, ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива в этом направлении являются: ответственность, социально-значимая деятельность, гражданственность, патриотизм. Кроме того, эти ценности вписываются в содержание актуальной на современном этапе развития образования педагогической проблемы – воспитания у школьников осознания важности и необходимости здорового образа жизни, получение образования, культуры общения и поведения. В плане формирования у школьников личностной культуры названные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, можно увидеть, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, ответственны. В связи со сказанным большое значение приобретает проблема воспитывающей роли личности самого педагога, нравственный облик которого должен быть в глазах детей безупречным. Необходимо учитывать, что, проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? А что такое дружба и предательство ровесников?

Вопрос ценностей не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценности. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. Человеку нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: obela (19.12.2012)
Просмотров: 8368 | Комментарии: 4 | Теги: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕН | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergawalp  
<a href=http://zmkshop.ru/>ооо пск нзмк орехово зуево</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики