Главная » Статьи » Мои статьи |
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Это направление в работе нашего учреждения особенно актуально. В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние "улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания. Суть семьи - рождение и воспитание детей. И здесь практика подсказывает, что как ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей. Так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Культура семьи является одной из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей и её других членов. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи, и умение использовать различные виды и жанры искусства с целью развития ребёнка. Важно, чтобы в семье взрослые не только «потребляли» культуру, но и сами творили, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Это может быть коллективный розыгрыш домашнего спектакля, ведение летописи семьи, сочинение сказок, лепка, рисование, хоровое пение и т.д. Как правило, родители, озабоченные судьбой своего ребёнка, более серьёзно подходят к выбору дошкольного учреждения, школы, а также спортивных секций, кружков, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами. Такие родители с желанием принимают участие в жизни и деятельности учреждения, в котором воспитывается их сын или дочь. В Центре детского творчества «Радуга» большое внимание уделяется формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе Центра детского творчества, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с детьми. Залогом успешной работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения в Центре детского творчества «Радуга» является сотрудничество образовательного учреждения с родителями. Из числа родителей обучающихся в Центре детского творчества «Радуга» сформирован Попечительский совет, целью которого является, в соответствии с Уставом учреждения, привлечение родительской общественности к решению насущных вопросов учреждения. Многие родители обучающихся являются выпускниками Центра детского творчества «Радуга» и поэтому активно помогают в создании благоприятной атмосферы в детских коллективах. Родители обучающихся не только стремятся к тому, чтобы ребёнок максимально развивал свои творческие способности, но и чувствуют ответственность за его воспитание, поэтому в Центре разработана программа по работе с родителями «СемьЯ», в рамках которой проводятся мероприятия, направленные на повышение педагогической культуры: индивидуальные и тематические консультации психолога, родительские собрания и т. д. Совместными усилиями Центра и семьи достигнуты значительные результаты в деле развития личности воспитанников. Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим: - методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): - беседы, лекции, личный пример взрослых; - методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций; - методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение; - методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники; Взаимодействие семьи и Центра детского творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. В практике работы Центра детского творчества определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей: -семейное кафе, информационная корзина, книжка – передвижка, круглый стол, лектории, собрания, диспуты, конкурсно-развлекательные, спортивные программы, тренинги, выпуск информационного бюллетеня, организация выставок, конференций. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит через: -Родительские собрания; -Совместные творческие дела; -Семейную гостиную; -Социологические опросы; -Помощь в укреплении материальной базы. Так, в нашем Центре были проведены: - выставки семейного декоративно-прикладного творчества; - конкурсно-развлекательные семейные программы; - городские семейные конкурсы и т.д. Участники показывали свою ловкость, быстроту, силу. Все конкурсы оценивались членами жюри. Участники получили дипломы и памятные призы. Для создания праздничной атмосферы перед участниками и зрителями между конкурсами выступали юные артисты, исполняющие вокальные, танцевальные и акробатические номера. Наблюдение за деятельностью педагогического состава в плане работы с родителями показали, что использование дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективны. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания, обучения и развития детей. | |
Просмотров: 2462 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |