Главная » Статьи » Мои статьи |
Колыхалова Н.В., педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Радуга», первая квалификационная категория
В современном мире у населения резко сократилось количество свободного времени, поменялись приоритеты в проведении досуга. Мы зачастую забываем об истоках своего бытия, о традициях, культуре своего народа. Мы все меньше и меньше знаем о народных традициях наших предков, все больше увлекаясь «плодами» технического прогресса. Среди нас осталось совсем немного людей, а это в основном люди преклонного возраста, которые помнят историю своего народа, края, в котором они живут, его традиции и обычаи. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной народной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера. Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры среди детей и молодёжи. И здесь на помощь приходит дополнительное образование с его богатым спектром разнообразных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, многие из которых сейчас ориентированы на возрождение народных традиций у современных детей и подростков, на изучение истории своего народа и привитие любви к малой родине. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 годы, утвержденная правительством РФ 14 сентября 2014 года, определила ключевую социокультурную роль дополнительного образования. «В 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Современных детей и подростков необходимо воспитывать на народных культурных традициях. Именно они являются прекрасной питательной средой для формирования у молодёжи национального и гражданского достоинства, здоровых нравственных качеств и эстетических вкусов. Мною разработана, и в настоящее время апробируется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш дом – Оренбуржье» туристко-краеведеской направленности. Программа ориентирована на обучающихся с 8 до 15 лет. Программа разработана с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области. Национально-региональный компонент в дополнительном образовании способствует формированию личности обучающегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций народов Оренбуржья. Введение национально-регионального компонента в содержание учебного плана программы позволяет организовать занятия, с учетом изучения национальных традиций, особенностей истории, жизни и деятельности коренных народов Оренбуржья. Учебный план программы состоит из четырех разделов, которые включают в себя изучение истории образования Оренбургской области, изучение народных национальных традиций, национальных праздников и обрядов, национальных костюмов, ремесел и промыслов, национальных игрушек и игр народов, населяющих Оренбуржье. В своей работе я придерживаюсь простой истины: развлекая – просвещай и воспитывай. Особенно это касается детей и подростков. Поэтому на наших занятиях мы не только знакомимся с историей и значением национальных праздников и обрядов, но и проводим эти праздники, что позволяет обучающимся лучше усвоить изучаемый материал. Мы ищем интересующую нас информацию в интернете, попутно узнавая много нового о тех вещах, которые часто нам встречаются в быту, но мы никогда не задумывались об их происхождении. Приобщать детей к местным обрядам к традициям, народным праздникам следует с раннего возраста. На занятиях ребята знакомятся народным творчеством, фольклором, народными костюмами, ремеслами, играми и забавами жителей нашего региона. При изучении и проведении обрядов и праздников работа ведется в соответствии с возрастными особенностями и возможностями обучающихся: - с младшими школьниками разучиваем детские народные песенки, сказки, изучаем фрагменты традиционных обрядов (например, «Покров»); - ребята среднего школьного возраста участвуют в информационно-собирательской работе по краеведению и фольклору (исследование быта, обрядов, уклада жизни своей семьи); - старшеклассники уже не только вовлекаются в перечисленные формы работы, но и принимают непосредственное участие в организации и проведении народных праздников и обрядов, изготавливают атрибуты. Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует сохранению национальных традиций, воспитанию патриотизма и гражданственности, толерантности и гуманизма, профилактике негативных явлений, будет содействовать приобщению подрастающего поколения к духовным и нравственным корням. | |
Просмотров: 868 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |