Главная » Статьи » Мои статьи |
Черняева Ирина Владимировна, педагог-организатор клуба по месту жительства «Космос» МБУДО «Центр детского творчества «Радуга» города Бузулука
В условиях социокультурных, социально-экономических изменений происходящих в российском обществе, востребован человек с чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к Другому. Проблема культуры толерантных отношений, толерантного поведения, по мнению ученых, одна из самых острых в обществе. Порою складывается ощущение, что «искусство культуры толерантности» – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Современному человеку необходимо учиться диалогу, учиться умению слушать и понимать Другого, пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. И обучать этому важно в детском возрасте. Особую актуальность проблема воспитания культуры толерантных отношений приобретает в условиях клубов по месту жительства, где обучаются и в воспитываются дети разных возрастов и социальных категорий. В педагогической науке изучены философские аспекты толерантности (P.P. Валитова, Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский, А.П. Садохин, Ю. Хабермас); толерантного сознания (А.Г. Асмолов, П.В. Степапов); изменения иерархической системы ценностей, отвечающей запросам самореализации личности в обществе (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров); исследованы общие вопросы психологии и педагогики толерантности (И.В. Абакумова, Н.А. Асташова, A.M. Байбаков, Г.В. Безюлева, К. Бондырева, Б.З. Вульфов, И.Б. Гришнун, П.И. Ермаков, В.П. Комаров, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Г.М. Шеламова); этнической толерантности (Г.Г. Абдулкаримов, З.Т. Гасанов, Ю.П. Ивкова, Л.И. Паина, Г.В. Палаткина); разработаны теории отношений личности (А.С. Белкин, В.Г. Крысько, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко); межличностного взаимодействия (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов); биологического и социального в становлении личности (Ф.Ш. Терегулов); целостный подход к человеку, сосредоточение на личности и личностном опыте (A.M. Кузьмин, О.Г. Тавстуха); проблема трудновоспитуемости несовершеннолетних (Г.М. Кубраков, Л.И. Смагина, В.Я. Холодов, А.Ю. Юричка, Ю.И. Юричка). Мы придерживаемся понятия данного Г.В.Безюлевой, Г.М.Шеламовой: «Толерантность – это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды». Толерантность необходимо рассматривать как терпимость к различным формам социально-культурного проявления специфики личности. Во многих языках присутствует понятие толерантности. Языковые переводы данного термина подчеркивают следующие смысловые значения толерантности:
Толерантность, это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современном обществе, это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Важной задачей в работе клубов по месту жительства является усиление воспитательного потенциала. Особое внимание сосредоточено на создании условий для успешной социализации детей и полноценного включения в культуросозидательную среду клубов по месту жительства. Безусловно, в такие клубы требуются педагоги, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам, понимающие особенности развития воспитанников, способные помочь найти себя в будущем, стать самостоятельными, и уверенными в себе людьми. Содержание воспитательного процесса направлено на организацию таких важных сфер жизнедеятельности воспитанников, как:
Деятельность клубов по месту жительства в воспитании культуры толерантных отношений – воспитание нравственного качества личности, принимать другого во всем его многообразии, готовности и умению вступать в диалог, уважая свои и чужие взгляды. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ребёнка, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для воспитания культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа, поскольку знают, что его примут таким, какой он есть. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантных отношений уже в младшей школьном возрасте. Именно в этом возрасте важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам и поступкам. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В младшем школьном возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Для успешного воспитания культуры толерантных отношений важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностью. Рассмотрим критерии толерантности:
представленных в данном обществе;
К критериям интолерантности Солатова Г.У. относит следующие:
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности детей, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения воспитанников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для воспитания культуры толерантных отношений в клубах по месту жительства, на наш взгляд, является создание культурносозидательной среды. Для этой цели мы используем следующие виды воспитательной работы: мероприятия к Международному Дню Толерантности, конкурсы творческих работ «Толерантный мир», Дни комплиментов, занятия по программе «Уроки толерантности», содержание которых нацелено на создание культуросозидательной среды. При правильной организации культуросозидательной среды происходит снятие межличностной напряженности в отношениях, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы младших школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного, формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей, способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия, важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в клубах по месту жительства, микрогруппе. Для этого необходимо:
Важно, чтобы воспитатель личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть «инаковости», отличности от других. Ставится важная проблема «границ» толерантности. Воспитание в духе толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать воспитание у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Таким образом, мы пришли к мнению, что эффективное воспитание культуры толерантных отношений детей клубов по месту жительства осуществляется при реализации следующих педагогических условиях: - обогащение содержания процесса воспитания культуры толерантных отношений детей на основе внесения знаний сущности понятия «толерантность», «толерантный человек»; - создание культуросозидательной среды, сопровождающей процесс воспитания и включающей интегративное освоение детей клубов по месту жительства умения вести себя толерантно; - использование игровых, диалогических, технологий позволяющих корректировать воспитания культуры толерантных отношений.
Литература 1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Л.В. Байбородова. - Ярославль - 2003. - № 1 2. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с. - (Прогр. «Гражд. о-во»). 3. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. М.: Генезис,- 2000. – 112 с. 4. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтнической регионе: учебное пособие по курсу «Педагогика народного художественного творчества». – М. – Ула-уде; Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. – с.94. 5. Проект Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» Общее образование для всех и для каждого.
| |
Просмотров: 1611 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |