Главная » Статьи » Мои статьи |
Самсонова Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Радуга», первая квалификационная категория
Я работаю в коррекционной школе-интернате для глухих детей. Такие дети имеют особенности в развитии. Нарушение слуха влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребёнка, в формировании его воли, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Слух содействует полному, широкому и цельному отражению окружения. «Слышать – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. «Слышать» - значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. «Слышать» - значит иметь облик слышащего человека, располагающего окружающих к общению. Французский философ Мишель Монтель писал: «Глухота более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный. Он нарушает социальные связи личности». По этой причине проблема слуха – не только важнейшая медицинская, но и социальная проблема. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие достичь положительной динамики в их воспитании и развитии, успешной социализации в обществе. Сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у воспитанников познавательной активности и творческих способностей, уверенности в себе и в завтрашнем дне. Традиционные технологии Объяснительно-иллюстративные технологии позволяют сэкономить время и облегчить понять новую информацию. Личностно-ориентированные технологии учитывают индивидуальные особенности, возможности и способности воспитанников. Цель технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных возможностей ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную и творческую деятельность каждого ребёнка. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Технологии жестовой речи. Для общения с людьми с ограниченными возможностями используется целая система жестов, так называемый «жестовый язык», где каждый жест соответствует определённому слову. Для обозначения имён нарицательных, научных терминов, предлогов, междометий, то есть слов, у которых нет жестового представления, используется дактиль. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей с ограниченными возможностями на занятиях кружка. Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом. В работе с детьми-инвалидами я применяю операционные и ролевые игры, различные формы занятий: заочные путешествия, конкурсы, соревнования. Использую игры на определённом этапе занятия: при объяснении нового, закреплении или повторении изученного материала, закреплении навыков. Операционные игры моделируют рабочий процесс, они проводятся в условиях, имитирующих реальные. Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных операций, например: игра «Весёлый портняжка» обучает раскрою, - «Каждому инструменту своё место» формирует умения организовывать рабочее место и закладывает знания правил безопасной работы. В ролевых играх отрабатываются действия и обязанности специалиста. Для таких игр разрабатываются сценарии ситуации, между воспитанниками распределяются роли действующих лиц: «Секреты вышивальщицы», «Лаборатория химика-технолога», «Профессия «дизайнер». Технологии коллективной творческой деятельности эффективны в обучении слабослышащих детей, т.к. способствует развитию творческого мышления воспитанников и формированию личностных качеств, которые развиваются лишь в деятельности, например: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение. Технология проектного обучения – альтернативная технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Соблюдение здоровьесберегающих технологий позволяют детям избежать физического и нервного переутомления. Это соблюдение правил безопасной работы во время занятий, проведение психологических тренингов, физкультминуток и разминок. Инновационные технологии Информационные технологии. В связи с потерей слуховых ощущений у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор становится ведущим в познании окружающего мира. В связи с этим возникает необходимость значительного количества иллюстративного и текстового видеоматериала материала. Что в полной мере можно почерпнуть из имеющихся компьютерных программ, интернета. Поэтому в работе использую программу офисного приложения Microsoft Power Point для создания мультимедиа презентаций. Управляя сменой слайдов, регулирую темп подачи материала, а также его объём. Это особенно ценно, т.к. обучение детей с особыми образовательными потребностями проходит фронтально-фрагментарным методом. Особенности его заключаются в следующем: каждую новую тему необходимо расчленять на более мелкие фрагменты, а каждый фрагмент речи необходимо иллюстрировать. Технологии интегрированного обучения предусматривают совместное воспитание и обучение слышащих и слабослышащих детей. В школе интернате для глухих учатся и говорящие дети. Общение глухих со слышащими обогащает социальный опыт детей с проблемами слуха. На кружковых занятиях в школе-интернате использую технологию частичной интеграции: привлекаю слышащих детей для участия в творческой коллективной или групповой работе в качестве консультантов. Обучающиеся с нарушением слуха положительно относятся к таким занятиям ДПТ, т.к. на них они могут проявить себя и реализовать свои возможности, а так же потому, что это способствует активной социализации инвалидов. Глухие дети в большей степени раскрываются в декоративно-прикладном творчестве, т.к. оно способствует развитию мелкой моторики, пополнению эмоционального опыта, развитию воображения и наглядно-образного мышления. Радость творчества и достижения в личном развитии создают условия для приобретения уверенности в себе и облегчают жизнь в обществе. Поиск новых путей повышения результативности в работе с детьми-инвалидами показывает, что положительных результатов можно добиться, если наряду с традиционными педагогическими технологиями использовать инновационные. Это подтверждается достижениями воспитанниками в декоративно-прикладном творчестве.
| |
Просмотров: 7876 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |