Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 17.12.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Создание здоровьесберегающей среды в детском клубе по месту жительства «Затейник»

Клишина Е.И., педагог-организатор, педагог дополнительного образования МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» второй квалификационной категории

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Особое внимание сохранению и укреплению здоровья детей и подростков уделяет Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Сохранение, укрепление физического, психического здоровья – дело не только семьи, школы, но и педагогов дополнительного образования. Если у детей появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Важно пробудить в воспитанниках желание заботиться о своем здоровье.

Реализация здоровьесберегающего подхода в работе клуба осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
  2. Организация образовательной среды, отвечающей всем требованиям педагогики здоровьесбережения.
  3. Рациональная организация образовательного процесса.
  4. Создание благоприятного психологического микроклимата, воспитание культуры общения на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки не только между педагогом и воспитанниками, но и между воспитанниками.
  5. Внедрение в образовательный процесс оздоровительных технологий и образовательных технологий, отвечающим принципам здоровьесбережения.

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников происходит в ходе различных мероприятий, в том числе и с привлечением родителей: спортивные праздники «Веселые старты», «В здоровом теле – здоровый дух», мероприятия «Путешествие в страну «Здоровье», туристические походы, дни здоровья, поездки в Бузулукский бор, посещение бассейна, катка, прогулки на лыжной базе.

Важную роль в пропаганде и формировании навыков здорового образа жизни играют туристические походы. Дети общаются непосредственно друг с другом, с природой, учатся наблюдать, сравнивать, беречь и любить окружающий мир, расширяют свой кругозор, знания о природе родного края. Воспитанники учатся помогать друг другу в походе, у них воспитываются нравственные качества, добрые чувства. В походы мы ходим в любое время года. Приглашаем с собой в походы родителей. В походах есть возможности для укрепления здоровья, воспитания физических качеств. Используем все встречающиеся на пути естественные препятствия: например, старая, огромная рухнувшая ель послужила детям мостом в волшебную лесную страну. Не пропускаем в пути ни пенька, ни кочки, ни канавки – все препятствия преодолеваем с радостью и ловкостью. Используем все и для развития движений – для равновесия, лазания, прыжков. Туристические походы сближают детей и взрослых. В походах дети становятся выносливыми, сильными, не устают в пути, учатся быстро бегать, метать, ходить на лыжах, кататься на санках, то есть становятся более здоровыми.

Организуются коллективно-творческие дела на темы: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности».

По профилактике различных заболеваний и по формированию основ здорового образа жизни разработана система бесед, выпускаются информационные бюллетени для детей и родителей. (Беседы о здоровом питании, о закаливании, о профилактике гриппа, комплексы утренней гимнастики).

Один из возможных путей профилактики и лечения различных заболеваний у детей является метод деревотерапии. Ежедневное прикасание  к дереву стимулирует жизненные силы организма. Определить своё дерево можно зимой, если поднесите к нему ладонь на расстоянии 10 см. Почувствовали от ствола тепло – значит  дерево ваше. Чтобы снизить заболеваемость детей гриппом, мы используем плашки из берёзы.

При организации образовательной среды особое внимание уделяется соблюдению СанПинов, обустройству помещений, озеленению, освещению, тепловому режиму.

Рациональной организации образовательного процесса в клубе по месту жительства «Затейник», т.е. обеспечению режима необходимой двигательной активности обучающихся способствует активизация:

- игровой двигательной активности, направленной на эмоциональное подкрепление, например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;

- оздоровительной двигательной активности, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, например, утренняя гигиеническая гимнастика, использование оздоровительных упражнений на занятиях. В лагере дневного пребывания на базе клуба по месту жительства «Затейник» в период летних каникул обязательным условием является проведение утренней зарядки на свежем воздухе;

- релакционной двигательной активности, направленной на преодоление утомления, например, активная физкультминутка на занятии или гимнастика профилактики усталости глаз и т.д.;

- досуговой двигательной активности, направленной на активное проведение досуга. Этому способствует реализация дополнительной образовательной программы «Островок детской радости». Большой блок программы отводится подвижным играм, как на свежем воздухе, так и в помещении, малоподвижным играм, играм на расслабление, а также организации активного досуга.

Здоровьесберегающий аспект неразрывно связан с созданием благоприятного психологического микроклимата, воспитания культуры общения на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки не только между педагогом и воспитанниками, но и между воспитанниками. Для этого мною проводятся игры на знакомство, аутотренинг взаимодействия, Для улучшения адаптации детей можно использовать ряд методик, позволяющих быстрее адаптироваться среди людей, наладить контакт. Среди них такие: методика «Снежный ком», «Кто ты, какой ты», «Вас зовут…», «Скажи нам, кто твой друг» и др.

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности, на занятиях в кружке «Делаем сами своими руками» и «Островок детской радости» проводим «Минуту вхождения» На фоне музыки педагог говорит: «Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. На душе тепло и спокойно. Мы все здоровы и бодры. Глубоко вдохните и с вздохом забудьте вчерашние обиду и беспокойство. Выдохните из себя свежесть весеннего дня и тепло солнечных лучей, которое наполнило ваше сердце добротой, любовью и здоровьем. Желаю вам хорошего настроения!».

Такие минуты помогают ребёнку глубже заглянуть в себя, развивают чувства детей, заряжают их эмоциями, заинтересовывают и увлекают.

Важную роль в организации здоровьесберегающей среды играет применение здоровьесберегающих технологий на занятиях.

Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающее занятие должно: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Этому способствует правильная организация занятия, т.е. оптимальное количество образовательной деятельности, их смена, длительность и чередование, а также организация оздоровительных моментов на занятиях:

  1. Физкультминутки (например, «Воробушки игривые», «В цирке», «В лес за грибами»). Упражнения выполняются под соответствующие упражнениям стихи.

«Солнце спит».

Солнце спит, и небо спит.

(Сложенные ладошки к левой щеке, правой щеке)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками)      

Рано утром солнце встало. (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками)

Небо  тучей заголовок (Закрыть лицо руками)

И деревья раскачал (Качание туловища влево, вправо)

Дождь по крышам застучал. (Прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам. (Хлопки в ладоши)

Солнце клонится всё ниже. (Наклоны вперед)       

Вот и спряталось за тучи. (Приседаем)        

Ни один не виден лучик (Встали, спрятали руки за спину)

  1.  Динамические паузы. Дети выполняют несколько физических упражнений с элементами игры и соревновательности. Они позволяют снять умственное напряжение, активизируют внимание детей, пробуждают интерес к учебной деятельности.
  2. Минутки релаксации, аутотренинги учат воспитанников контролировать своё эмоциональное состояние.

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Мы выполняем на занятиях следующие упражнения на релаксацию.

Релаксация мышц рук

Упражнение «Лимон».

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Упражнение «Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.

Релаксация мышц ног

Упражнение «Слон».

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

Упражнение на релаксацию мышц плеч

Подразумевает приобретение нескольких навыков. Скрестив вытянутые вперед руки, вы зафиксируете напряжение в передней части грудной клетки; посредством вращения плеч назад - напряжение между лопатками, поднятием их - напряжение по бокам шеи и в верхней части самих плеч. Напряжение в левой стороне шеи достигается наклоном головы влево, вправо.

Релаксация мышц глаз

Упражнение 1.

Напряжение в области лба - достигается сдвиганием кожи на лбу в морщины.

Упражнение 2.

Напряжение мышц век - сдвигаем брови, глаза плотно закрыты.

Упражнение 3.

Напряжение глазодвигательных мышц - при этом мы ощущаем напряжение в глазном яблоке. При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз.

Тренируемся до тех пор, пока не будем способны четко распознать напряжение, а тем самым и избавиться от него (то есть расслабить данные мышцы).

Релаксация лицевых мышц

Упражнение 1.

Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому напряжением. Расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение 2.

Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.

Упражнение 3.

Обнажите зубы, следите за напряжением в щеках. Расслабьтесь.

Упражнения на расслабление всего организма

«Снежная баба».

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Птички»».

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

  1. Дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики способствуют развитию правильного дыхания. А от правильного дыхания зависит нормальное кровообращение, ритм работы сердца. Что немаловажно для здоровья ребёнка.

«Озорные щечки».

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

  1. Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками способствуют моторики рук, мышления, речи; снижают физическую усталость и моральное напряжение во время занятия.

«Утята»

Встали как-то утром в ряд (постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)

Десять маленьких утят. (показать 10 пальцев)

Посчитались, удивились, (указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)

На две группы разделились.( развести ладони в стороны)

Перышки почистили, (растопырить пальцы, щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)

Головками повертели, (пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)

Червячка склевали, (хватательные движения клювами – пальцами)

К речке побежали. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

  1.  Гимнастика для глаз. Она служит не только профилактикой нарушения зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм при неврозах и повышенном внутричерепном давлении.

Палец двоится (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6 – 8 раз.

Зоркие глазки: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Стрельба глазами: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

Письмо носом: (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Весёлая переменка: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос (5 раз ).

  1. Метод цветовой разгрузки для снятия у детей напряжения с глаз.

Цветовой ряд выполнен из кусочков ткани различных оттенков, дети в определенной последовательности переводят взгляд с одной расцветки на другую, закрывают глаза и отдыхают несколько минут. Во время релаксации звучит спокойная музыка;

  1. Массаж активных точек.
  2. Речевая гимнастика. Такие упражнения способствуют развитию правильного голоса и дикции.

«Задуй свечу».

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка».

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

«Злюка успокоилась».

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

  1. С целью стимулирования  мыслительных процессов проводим  мозговую гимнастику.

Качание головой.

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

Ленивые восьмерки.

Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Моргания.

Полезно при всех видах нарушения зрения: моргайте на каждый вдох и выдох.

Вижу палец.

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец  в течении 4 – 5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 – 6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 – 6 раз.

Цель оздоровительных моментов:

  1. Отдых центральной нервной системы.

Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение занятия рационально использовать 2-3 разрядки.

  1. Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
  2. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного образовательного процесса.

Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

В клубе по месту жительства создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию здорового образа жизни.

Категория: Мои статьи | Добавил: obela (08.12.2014) | Автор: Ольга E
Просмотров: 1339 | Теги: Создание здоровьесберегающей среды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики