Главная » Статьи » Мои статьи |
Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принцип педагогики. Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности. Как наиболее стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельности учащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование и развитие личности, рассматривается в передовом современном опыте – местожительство. Ещё задолго до прихода в школу, ребёнок входит в этот мир, включаясь в отношения с определённой общностью людей. Одновременно местожительство – это сфера организации свободного времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой, общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного формирования личности. Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения учащихся по месту жительства. Местожительство наиболее ярко отражает основные характерологические черты внешкольной среды – и прежде всего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно по месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе, способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно, создаёт естественные, благоприятные условия для активизации взрослых в воспитании детей. Во внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкие возможности реализации личностного потенциала в социально значимой деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках художественного и научно-технического творчества, массовой работе в микрорайоне для его жителей и т.п., помимо самореализации обеспечивают активное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениями к работе в них специалистов из различных предприятий, организаций науки и культуры делает возможным освоение учащимися новых достижений общества в естественной среде на современном им уровне развития науки и техники. Содержание и формы совместной воспитательной работы с населением по месту жительства определяются социальными потребностями жителей микрорайона, а также конкретными условиями района, микрорайона, дома, семьи. Деятельность всех структурных звеньев основывается на комплексном подходе к решению социально-воспитательных задач. Клубы по месту жительства являются ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков. Деятельность детских подростковых клубов по месту жительства направлена на организацию свободного времени детей, подростков, молодежи. Развитие интересов, способностей, активной познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности, сохранение духовно-нравственного формирования личности Детский клуб «Космос» работает по следующим направлениям деятельности: декоративно-прикладному и художественному. Педагоги, работающие в клубах, организуют целенаправленный, систематический процесс совместной, многопрофильной культурно-досуговой деятельности, которая направлена на формирование и развитие личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности. Создание детской швейной мастерской «Пуговка» на базе клуба по месту жительства «Космос» играет огромную роль в воспитательной работе с детьми. Данный проект является воспитательной находкой, т.к. он направлен на формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, поддержку воспитанников в их профессиональном самоопределении, повышение социальной активности воспитанников, повышение уровня общей культуры личности, формирование активной жизненной позиции воспитанника, чувства взаимопомощи. В процессе трудовой деятельности в швейной мастерской дети обучаются не только швейному делу, но и развивают индивидуальные способности и интересы, создают условия для дальнейшего включения в трудовую деятельность и росту профессиональной компетентности воспитанников, что способствует улучшению социальной ситуации в городе. Создание швейной мастерской направлено на обеспечение занятости детей в свободное время и понижение уровня преступности среди подростков. Совместно с воспитанниками было проведено исследование, направленное на выявление необходимости создания данной мастерской. Было проведено анкетирование жителей микрорайона и обзор печатных изданий. При хорошем раскладе дел швейная мастерская в дальнейшем сможет изготавливать по индивидуальным заказам потребителей и другие швейные изделия (и не только!) как для детей, так и для их родителей на любой вкус и запрос. Данный социальный проект «Создание детской швейной мастерской «Пуговка» участвовал в городском конкурсе социальных проектов и был награжден дипломом второй степени, а также принимал участие во всероссийской акции «Я – гражданин России». Обучение шитью на швейной машинке, изготовления швейных изделий (постельное белье, одежда для грудных детей, кухонных полотенец, прихваток и т.д.), реставрация одежды и получение в результате этой деятельности прибыли, что способствует самоопределению личности и дальнейшему трудоустройству воспитанников. | |
Просмотров: 3519 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |