Главная » Статьи » Мои статьи |
Социальное партнерство учреждения дополнительного образования Центра детского творчества «Радуга» с семьями воспитанников. Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, коллективов образовательных учреждений, но самая главная роль в формировании личности принадлежит семье. Семья – главный источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно с образовательными учреждениями: детским садом, школой, учреждениями дополнительного образования детей и т. д. Однако семья остается главным звеном в этом взаимодействии. Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает влияние на процессы и отношения в обществе. Роль Учреждения дополнительного образования в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Огромное значение в работе с родителями воспитанников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Эффективность такой работы во многом зависит от эффективного взаимодействия педагога и родителей: от согласованности в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, создания благоприятных условий для развития детской самостоятельности – важнейшего условия взросления и становления. Современные исследования показывают, что у работающих родителей на воспитание детей ежедневно остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители тратят их на проверку уроков или чтение нотаций. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением педагогический коллектив Центра детского творчества «Радуга» разработал программу «СемьЯ». Программа призвана объединить усилия ЦДТ «Радуга», семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения. В условиях весьма ощутимой конкуренции за контингент детей нельзя не учитывать тот факт, что решающее слово при выборе учреждения для своего ребенка остается за родителями. В Центре детского творчества «Радуга» взаимоотношения с родителями складываются по следующей схеме: Взаимное знакомство: изучение потребностей родителей в дополнительном образовании в целом, а также в услугах конкретного учреждения, а затем на основе анализа полученных данных формирование соответствующего пакета предложений. - Общение с родителями в процессе посещения детьми учреждения. - Взаимодействие с родителями с целью налаживания конструктивных изменений в их отношениях с детьми. На сегодняшний день в ЦДТ «Радуга» функционирует подразделение по семейному воспитанию. Работа способствует объединению детей, родителей, бабушек и дедушек на основе общих интересов и традиций семьи. Функционирует родительский комитет, в состав которого входят представители родительской общественности детских объединений Центра детского творчества «Радуга», избранные на родительском собрании голосованием. Деятельность осуществляется на базе ЦДТ «Радуга». Работа строится на основании: - Устава ЦДТ «Радуга»; - положения о структурном подразделении по семейному воспитанию; - плана работы на год. Планирование деятельности осуществляется на основе анкетирования родителей и определения проблемного поля их взаимодействия с детьми. План работы составляется на учебный год. Формы организации деятельности: -семейное кафе, информационная корзина, книжка – передвижка, круглый стол, лектории, собрания, диспуты, конкурсно-развлекательные, спортивные программы, тренинги, выпуск информационного бюллетеня, организация выставок, конференций. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит через: -Родительские собрания; -Совместные творческие дела; -Семейную гостиную; -Социологические опросы; -Помощь в укреплении материальной базы. Задача педагога – помочь родителям в определении личностной направленности воспитания их ребенка с учетом его индивидуально – психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в совместном процессе воспитания личности с развитыми моральными, интеллектуальными и физическими качествами. Смысл педагогического взаимодействия семьи и Учреждения дополнительного образования в создании условий для полноценной жизни ребенка, для развития его индивидуальности. Педагоги Центра детского творчества «Радуга» осуществляют это взаимодействие по следующим направлениям: 1. Просвещение родителей по вопросам педагогике и психологии воспитания детей и подростков. Здесь без помощи специалистов не обойтись, мы привлекаем психолога, социального педагога логопеда и других. Тематику консультаций или бесед выбирает педагог, психолог с учетом тем, предложенных родителями. После каждой встречи родителям даются рекомендации, разработанные как педагогами и специалистами. Традиционными являются следующие темы для просвещения родителей: - «Особенности адаптации ребенка в школе»; - «Значение режима дня в жизни дошкольника»; - «Правила и обязанности ребенка в семье»; - «Здоровье ребенка – основа успешности в учении»; - «Роль семьи в формировании у ребенка интереса к учению» и др. 2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к образовательному процессу в Центре детского творчества «Радуга». Уже с первых дней пребывания ребенка в Центре руководитель объединений знакомит родителей с традициями учреждения, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся, с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса. 3. Совершенствование работы с семьей и воспитанниками через диагностическую работу. Диагностика в работе руководителя объединений бываетпредварительной, оперативной, итоговой. Предварительная диагностика необходима педагогу при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, при анализе работы с детским объединением. Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между детьми и родителями, в решение проблем во взаимоотношениях воспитанников, родителей и детей, педагога и учащихся. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года: по результатам участия объединений в праздниках, развлекательных и досуговых мероприятиях. Планируя разные мероприятия, каждый педагог старается максимально привлечь родителей. Высокий интерес родителей к проблемам Центра стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в делах объединений. Здоровый дух соперничества побуждает воспитанников к участию в конкурсах, выставках. Так, в нашем Центре были проведены: - выставка семейного декоративно-прикладного творчества; - конкурсно - развлекательная семейная программа; - «Семья для домовенка Кузи»; - городской семейный конкурс «Если вместе, если дружно» (спортивный праздник) и т.д. Участники показывали свою ловкость, быстроту, силу. Все конкурсы оценивались членами жюри. Участники получили дипломы и памятные призы. Для создания праздничной атмосферы перед участниками и зрителями между конкурсами выступали юные артисты, исполняющие вокальные, танцевальные и акробатические номера. Таким образом, мы видим, что сотрудничество семьи и Центра детского творчества «Радуга» - условие успешного процесса воспитания и развития личности ребенка. Совместные усилия семьи и образовательного учреждения способны вооружить детей человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями, сделать их неуязвимыми для дурного влияния. | |
Просмотров: 5124 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |