Главная » Статьи » Мои статьи |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ О.Н. Выскребенцева, М.В. Филатова Дополнительное образование относится к
сфере наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка.
Прекрасные возможности для этого предоставляют летние каникулы. Лето – пора поистине золотая. Ведь от
того, как человек подпитается активизирующейся в этот период живительной силой
самой природы, какую психологическую разгрузку он получит, какие положительные
эмоции приобретет, чем обогатится, какой настрой получит на предстоящий год,
зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых планов и
замыслов. Тем более – если этот человек – ребенок. Летнее время
благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных
социальных ролей и функций. С наступлением летних каникул перед
большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний
отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей.
Посещая такой лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром
педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в
выходные дни в кругу семьи. В детском летнем оздоровительном лагере
дневного пребывания «Алые паруса» на базе МОБУДОД «Центр детского творчества
«Радуга» города Бузулука дети и подростки попадают в особую среду. Важно, чтобы
ребенок интенсивно развивался в новой социальной среде, формировался как
личность. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и
самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим
условием развития личности становится благоприятный психологический климат
такой среды. Психологический климат в коллективе определяется степенью
комфортности отношений между его членами. Ежегодно детииз малообеспеченных семей,
семей группы социального риска, опекаемые дети, дети-сироты окунаются в кипучую
жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Алые паруса» даёт возможность для
раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому
комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых,
досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет
реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований,
но и практикой сегодняшнего дня. Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках
программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания,
умения и навыки лидерства. В 2012 году в
период 1 смены реализовывалась программа летнего отдыха «Нескучные каникулы на
«Алых парусах» в форме сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие». Программа
«Нескучные каникулы на «Алых парусах» – это сочетание отдыха, развития и
привития навыков здорового образа жизни ребёнка, которая создает условия для
позитивного общения, выражения себя в творчестве и успешной социализации
каждого ребенка. С первых дней пребывания в лагере
ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим
коллективом на протяжении всей смены. В такой игре создается ситуация выбора,
ведь ребенок выбирает не только направление своего участия, но и способ
достижения цели. Сценарий путешествия служит лишь канвой для импровизации. Эти
игры проходят без зрителей, все – участники! Где каждый
не только играет определенную роль, но и выполняет возложенные на него
обязанности. Ценность
сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие
качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной
ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы,
не разрушая позитивного отношения к действительности, что способствует
социализации детей и подростков во временном коллективе. При разработке программы учтены основные
особенности младшего школьного и подросткового возраста. Педагоги попытались
разнообразить виды организованного досуга, привлекая к сотрудничеству и другие
учреждения нашего города: Городской краеведческий музей, Центр диагностики и
консультирования, кинотеатр «Победа», Национальный парк «Бузулукский бор»,
городская детская поликлиника, ВСК «Нефтяник» и др. Реализация программы осуществляется
через интеллектуальные, творческие, спортивные подвижные игры; организацию
коллективных дел, праздников, конкурсов, викторин, спортивных соревнований;
выходов в театр и музеи, а также мониторинговой деятельности и рефлексии лагерных
дел. Лагерь дневного пребывания располагает
разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для творческого
саморазвития подростков, что обусловлено рядом особенностей: здесь могут быть
специально организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная,
спортивная, познавательная, образовательная, и т.д.); взаимодействие детей в
лагере имеет свои особенности как по содержанию, так и по форме включения их в
различные виды деятельности, что способствует проявлению инициативы, творческой
и социальной активности; есть предпосылки освоения навыков механизма
самоуправления, где каждый может стать участником различных объединений,
максимально реализовать себя в процессе социального творчества. Подрастающее поколение овладевает социокультурными ценностями и опытом поведения в процессе познавательной, нравственной, трудовой, эстетической деятельности, общения с целью принятия социальных установок общества и приспособления к требованиям малых групп, коллектива, к конкретному образу жизни. | |
Просмотров: 3152 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |