Главная » Статьи » Мои статьи |
Семья – ребенок – педагог, результативное взаимодействие О.Н. Выскребенцева, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Залогом успешной воспитательной деятельности с детьми является сотрудничество педагогов с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача любого образовательного процесса. ШГЭР «Буратино» – первый внесемейный социальный институт (в школе обучаются дети не посещающие детские сады), первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Именно в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных семьях. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагает равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Для осуществления дифференцированного подхода педагогов к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:
Такая дифференциация помогла педагогам ШГЭР «Буратино» найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. В процессе сотрудничества система работы с родителями заключалась в следующем:
Изучение семей воспитанников позволило ближе познакомиться с ними. В настоящее время мы используем всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. Используется:
Осуществляя педагогическую пропаганду, мы используем различные виды наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стенда, тематических выставок и т.д., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, доступно и убедительно дать нужную педагогическую информацию. Постоянно оформляется стенд «Родительский вестник», содержащий информацию по двум разделам: повседневная жизнь групп – различного рода объявления, режим и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в школе «Буратино» и семье. С большим удовольствием родители рассматривают рисунки детей, аппликации, поделки из пластилина и соленого теста на выставках. В разделе «Советы психолога» под руководством психолога Центра «Радуга» помещаются рекомендации по различным вопросам воспитания и обучения детей. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в «Буратино», чем занимаются. Знакомим родителей с этим, путем проведения дней открытых дверей. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей; перенять у педагогов приемы обучения и воспитания. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям на праздниках. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли школы «Буратино» в жизни и воспитании их детей. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания. Еще одной важной формой педагогической пропаганды является создания сайта ШГЭР «Буратино», на котором также размещается информация для родителей :советы, рекомендации, памятки, задания для самостоятельной работы с детьми в домашних условиях. При анализе работы с родителями из года в год мы следим за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает школу «Буратино», усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, в группах 6-го года жизни много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в группах 7-го года жизни уделять внимание формированию познавательных интересов, трудолюбия, обучению и воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке к школе и т.д. После изучения результатов анкетирования родителей воспитатель при каких-либо нарушениях должен направлять их в нужное русло, указав на ошибки или порекомендовать обратиться с вопросами к психологу. Эффективность работы с родителями и детьми во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей, педагогов к самим родителям, детям. Я думаю, что нам не стоит на этом останавливаться, необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, ситуацию в обществе. | |
Просмотров: 1747 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |