Главная » Статьи » Мои статьи |
Выступление директора МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» О.А. Сибриной на круглом столе «Роль системы дополнительного образования города Бузулука в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках областного семинара-совещания со специалистами ОУО, курирующими воспитание и дополнительное образование детей «Современная система управлением муниципальной системой воспитания в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Мы, взрослые, хорошо знаем, что для успешного вхождения в реальную взрослую жизнь нашим детям, наряду со знаниями по математике и химии, иностранному языку и истории, ничуть не меньше нужны совсем другие вещи. Необходимо умение осознанно управлять собой и отвечать за свои поступки, адекватно оценивать себя и корректно общаться с другими, способность к самоизменению и творчеству, готовность и умение делать самостоятельный жизненный выбор. Нужны также многие чисто прикладные навыки, без которых трудно жить в семье, иметь детей, общаться с друзьями. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Не случайно сегодня во всем мире идет активный поиск вариативных способов и форм образования, где основа обучения - личный интерес ребенка (интересы же детей, как известно, весьма разнообразны), а норма взаимоотношений педагогов и учащихся - свобода и сотрудничество, рождающие творчество. К настоящему времени в стране сложилась во многом альтернативная традиционному школьному образованию система - дополнительного образования детей,о которой можно сказать так: «здесь всё по-другому...». Сюда не заставляют ходить учиться - дети занимаются добровольно, поскольку эти занятия соответствуют склонностям ребенка; здесь не учат тому, что детям не нужно или не интересно - такие программы просто закрываются; здесь можно перейти от одного педагога к другому, - и никто тебя за это не осудит; здесь педагог и ребенок связаны узами общего для обоих интереса и потому чрезвычайно привязаны друг к другу; сюда приходят за тем, чтобы «найти» себя, понять и развить свои природные способности; здесь каждый ребенок достигает того или иного успеха, и окружающие это всегда замечают. (Дети, не очень успешные в учебе, часто раскрываются в творчестве, спорте, тем самым получая эмоциональную реабилитацию). Правда, педагогам здесь мало платят - заметно меньше, чем в школе, и потому здесь работают только энтузиасты, люди, действительно любящие детей. Часто это специалисты очень высокого уровня, настоящие профессионалы, пришедшие из других, не педагогических сфер деятельности. Наверное, всё вместе и обеспечивает жизнестойкость дополнительного образования, постоянный интерес к нему детей и родителей. Образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. Учитывая опыт внедрения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях города, хочу отметить положительные стороны внедрения стандарта второго поколения: - через реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников появились дополнительные возможности организации занятости детей; привития навыков рационального использования времени, поведения в социуме, приобщения детей к активной общественной жизни; по воспитанию ребенка как личности готовой к качественному социальному самоопределению; - в процессе реализации программ дополнительного образования по внеурочной деятельности формируется и дополняется портрет выпускника начальной школы; - в целом, интеграция дополнительного и начального общего образования в рамках ФГОС вывела дополнительное образование детей на новый качественный уровень. Соответственно, педагогами дополнительного образования ЦДТ «Радуга» пройдены проблемные курсы (12 человек), на которых были рассмотрены такие вопросы, как: -Включение ДОД в процесс реализации ФГОС начального общего образования; -Образовательная программа как основа качества образовательного процесса в УДОД; -Система оценки достижения планируемых результатов освоения ДО программ в условиях реализации ФГОС; -Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; -Интеграция дополнительно и основного образования. -Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Достоинства ФГОС во внеклассной деятельности заключаются в ориентированности на потребности и запросы разных субъектов: детей, родителей, социальных партнеров. Что может дать дополнительное образование для реализации ФГОС общего образования? На основании существующей нормативной базы с учетом Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» предлагает образовательным учреждениям города активное сотрудничество. ЦДТ «Радуга» предлагает для совместной работы разработки программ, проектов и акций: - программы профильных смен; -программы по работе с детьми с ограниченными возможностями; -создание школы раннего развития художественно-эстетической направленности; -профильные программы художественно-эстетического направления «Каникулы», «Вернисаж», «Все краски в гости к нам»; -программы туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности для учащихся начальных классов; - проект «Семейное творчество»; - создание при ЦТД «Радуга» «Школы молодых родителей»; - открытие новых объединений: студии современного танца, театральной студии, фольклорного ансамбля, кружков обучения игры на музыкальных инструментах, юный парикмахер; - предоставление платных образовательных услуг по социальному заказу (английский язык для малышей, гимнастика, развитие и коррекция речи); -проведение конкурсов, выставок, праздников, утренников, концертов, познавательно-развлекательных и спортивно-оздоровительных программ; -организацию и проведение конкурсно-игровых программ семейного досуга. Центр предлагает образовательным учреждениям взаимодействие интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых и материально-технических ресурсов: Интеллектуальное обеспечение: -электронный информационно-методический фонд (методические рекомендации, разработки открытых занятий, мероприятий, сценариев педагогов дополнительного образования), 53 дополнительные образовательные программы по четырем направлениям деятельности: - художественно-эстетическое; - физкультурно-спортивное; -туристско-краеведческое; - социально-педагогическое; -культурологическое. Информационные ресурсы: - картотека учебно-методической литературы и специализированных журналов; - электронная почта raduga73-07@mail.ru , Ftp; - банк данных ЭИМФ Учреждения 78 Гб информации; - сайт «ЦДТ «Радуга» www.cdt-raduga.ucoz.ru. Кадровое обеспечение: - профессиональный, стабильный и творческий коллектив, который находится в постоянном творческом поиске с целью раскрытия и реализации способностей, талантов воспитанников (73% педагогов с высшим образованием; с высшей категорией - 27,2%, первой - 34,7%, второй - 37,1%). | |
Просмотров: 1101 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |