Главная » Статьи » Мои статьи |
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физическойподготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровомфизическом развитии детей наукой "валеология", идеями "безопасного секса" и "планирования семьи"; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня, и нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи, традициями гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям. Многочисленные глобальные проблемы современности связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Обогащение духовных потребностей личности, раскрепощение духовных сил человека в процессе воспитания и активного участия в переустройстве жизни исследовали в начале века философы и педагоги Н. А. Бердяев, П.Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский и др. Современные авторы исследуют сущность и закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности с позиции светского толкования. Тема создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, В.Г. Рындак и др. С целью реализации поставленных целей и задач перед духовно-нравственным воспитанием младшего школьника в сентябре 2007 г. в МОУДОД ЦДТ «Радуга» педагогами был создан Центр «Берегиня» как результат совместной работы объединений декоративно-прикладного творчества и фольклора, который стал экспериментальной базой нашего исследования по приобщению детей и подростков к народному декоративно-прикладному искусству, сохранению, возрождению и практическому его освоению на основе лучших образцов народного творчества, созданию современных произведений декоративно-прикладного искусства. Такой симбиоз был задуман для более полного понимания детьмисмыслов традиционной культуры, ее ритмов, орнамента как источника всего декоративно-прикладного искусства, а включение в программу игрового, фольклорного материала давало возможность более гармоничного развития детей и коллектива в целом. Деятельность Центра включает комплексную образовательную программу, выставки, городские праздники, этнографические экспедиции, творческие мастерские, мастер-классы, семинары, фестивали, развивающие в детях готовность к творческому взаимодействию с людьми различных культурных традиций и уважение к культуре каждого этноса. С учетом народных традиций была разработана Программа Центра «Берегиня», которая отличается от других программ широким спектром направлений декоративно-прикладной деятельности и глубиной изучения отдельных видов декоративно-прикладного творчества. Она является образовательной, комплексной, многоуровневой, интегрированной в области декоративно-прикладного творчества. Программа разработана с учетом основных требований к программам дополнительного образования, существующих методик в области декоративно-прикладного творчества и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Деятельностный подход к планированию занятий определяет содержание программы.Программа позволяет на основе народных традиций освоить актуальное направление прикладного творчества - оформление домашнего интерьера, что в наибольшей степени приближает рукоделие к сегодняшнему дню. Программа является итогом многолетней работы авторов и апробируется в данный момент на базе клуба по месту жительства «Романтик». Научное обоснование технологии развития творческого потенциала не только предполагает лонгитюдный анализ особенностей его компонентов, специфики их взаимодействия, но и учитывает индивидуальность личности, ее стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Теоретическая разработка, научное обоснование технологии развития творческого потенциала детей позволило нам перейти к ее опытно – экспериментальной проверке. Мы разделили детей 8-10 лет, на две подгруппы контрольную и экспериментальную, по 15 человек в каждой. В самом начале обучения каждый учащийся прошел входной контроль. С этой целью использованы разработанные диагностические методики, которые включали: план комплексного наблюдения, задания-тесты практического характера, ответы на вопросы анкеты и тестирование по методике П.Торренса (Приложение 1). Констатирующий этап эксперимента позволил выявить исходный уровень творческого потенциала воспитанников, и показал, что он у детей экспериментальной и контрольной групп почти одинаков. Доминирование низкого уровня подчеркивало своевременность внедрения авторской программы. На основе анализа полученных результатов мы планировали работу с группой в целом. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены цели, этапы, содержание, педагогический инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников с использованием национальных традиций; разработана программа духовно-нравственного воспитания младшего школьника на примере Центра возрождения народных традиций, промыслов и ремесел «Берегиня». Базовым модулем является фольклорный праздник (программа «Живая и поныне старина»). Дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка. Более 70% детей в их понимании соотносят самоопределение на данном этапе в основном с выбором своей будущей профессии. В числе основных этапов на пути к своей профессиональной мечте они выделяют такие, как «хорошо окончить школу», «поступить в институт», «освоить любимую профессию». Как показывают результаты, духовно-нравственное воспитание младшего школьника на основе использования народных традиций в условиях учреждения дополнительного образования детей будет эффективно, если программа отражает: - отношение младшего школьника к миру природы в ходе участия в обрядовых календарных праздниках, обеспечивающих осмысление проблем внутренней сущности культуры народа; - воспитание детей, являющихся носителями традиционной русской, оренбургской, мировой культуры; традиционные обряды, язык фольклора, предметы повседневного быта, декоративно-прикладные работы детей, помогающие выразить свое понимание, нравственное переживание в поле каждой культуры, где духовная основа каждого народа является для наших детей источником нравственного самопознания личности и человечности. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что его цель и задачи реализованы, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Приложение 1 Анкета для определения креативных способностей у детей 1. На занятиях все легко и быстро схватывает. 2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. 3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. 4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. 6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения 7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются. 9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами точно выражает свою мысль. 10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два. 11.Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 12.Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых. 13.Оригинально мыслит и предлагает неожиданные решения 14.Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. | |
Просмотров: 3731 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |