Главная » Статьи » Мои статьи |
Самсонова Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Радуга», первая квалификационная категория Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений, навыков, но и разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, таких качеств личности, как инициативность, фантазия, самобытность, самодеятельности, развития его творческого потенциала. Тема развития индивидуальных творческих способностей очень широко освещена в методической литературе. Так, авторы статьи «Использование психолого-педагогической диагностики для оценки творческого развития детей» Е.В.Рукавишникова, Е.С.Антонова, С.В.Апёнова осветили некоторые моменты сути творчества, которые дают возможность составить систематизированные представления об основных понятиях, отражающих различные грани феномена творчества, творческого процесса и продукта: «Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного. Рассматривая творчество, как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, мы будем понимать под креативностью потенциал, внутренний ресурс человека. Креативность – это способность человека отказаться от стереотипных способов мышления, способность обнаружить новые методы решения проблем или новые способы выражения. Креативность – это неотъемлемый атрибут творчества. Креативность проявляет себя многообразно: быстрота, точность, гибкость, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа. В ходе исследований психологи выделили следующие личностные черты творческих людей: 1 – независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; 2 – открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3 – высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4 – развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Авторы статьи указывают, что одним из первых на развитие творческих способностей и интеллекта обратил внимание Л.Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Теория дивергенции как основа креативности стала фундамента разработки диагностического инструментария как зарубежной, так и в отечественной психологии. На основе этих теоретических предпосылок Д. Гилфорд и его сотрудники разработали группу тестов, направленную на диагностику дивергентной продуктивности. Отечественный психолог Туник Е.Е. адаптировала опросник креативности для образовательных учреждений. Опросник креативности фокусирует внимание наблюдателя на тех элементах, которые связаны с творческим выражением самого себя. Благодаря этим методикам составлен контрольный список характеристик креативности: Творческая личность способна: - ощущать тонкие, неопределённые, сложные особенности окружающего мира; - выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость); - предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость); - предлагать дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность); - проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (способности к конструированию); - демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность); - воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность); - проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение); Проблема творческих способностей разрабатывалась многими учёными. Л.С.Выготский утверждал, что «мозг есть…орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов…прежнего опыта новые положения и новое поведение». Известный американский психолог П.Торренс, чтобы точнее определить понятие креативности, рассмотрел около полусотни формулировок. В итоге он остановился на определении креативности как «естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации напряжения, в ситуации незавершённости». А.Маслоу считал необходимым качеством самоактуализирующейся личности склонность к творчеству как условие сохранения психологического здоровья. Автор статьи «Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребёнка» А.В.Ворстер считает, что работа педагога, нацеленного на развитие творческого потенциала воспитанника, должна строиться на трёх принципах: - развитие интересов и способностей детей; - создания ситуации успеха на занятиях; - стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе. Педагог-психолог Лойко И.А. спроектировал комплексную модель работы с категорией детей, проявляющих способности в той или иной области деятельности: познавательной, художественной, социальной. Она включает одиннадцать концептуальных блоков, выстроенных в определённой последовательности. Цель в модели (оказание практической помощи в самореализации творческой индивидуализации обучающихся) достигается посредством решения ключевых задач: создания условий для творческой деятельности; разработки индивидуальных маршрутов и персонифицированных программ; реализации развивающих и формирующих личность методик. В качестве методов работы с одарёнными детьми выбраны: метод создания положительной мотивации и поисково-исследовательский. Формами работы являются индивидуальные занятия, творческие работы, социальные проекты, мастер-классы, творческие мастерские. Особое место в модели отводится условиям проявления творческой индивидуальности. Они разделены на три вида: творческая среда, творческий процесс, творческая личность. Не менее значимое место по своей роли занимают структурные компоненты развития и становления творческой индивидуальности, к которым педагоги-психологи отнесли: познавательную мотивацию, исследование творческой активности, возможности достижения оригинальных решений, возможность прогнозирования и предвосхищения. Следующая составляющая модели развития и поддержки творческой индивидуальности – ступени творческого роста обучающихся. Первая ступень – «Поиск», характеризуется проектированием личности ребёнка, его мотивационно-потребностной сферой. Вторая ступень, «Вдохновение», включает в себя формирование устойчивых учебно-познаватедьных интересов, творческой активности и креативности. На третьей ступени – «Творчество», осуществляется социально-признаваемая эксклюзивная деятельность ребёнка. Самая значимая в процессе творческого роста – четвёртая ступень, «Мастерство», которая предполагает утверждение себя как личности в выбранном виде деятельности, профессиональном самоопределении. Фиксация результатов деятельности обучающихся ведётся в следующих формах: персональные (авторские) выставки, авторские коллекции, наградной материал, портфолио. Условиями успешности реализации всего обучения по модели являются: - психолого-психологическое сопровождение, включающее в себя психодиагностику и анализ, учёт психологических особенностей детей с повышенным уровнем мотивации к творческой деятельности; - создание «ситуации успеха», которая предполагает безусловное понимание и уважения личности ребёнка; - практико-ориентированный характер образовательного процесса; - профессионализм и компетентность педагога, работающего с одарёнными детьми. В своей педагогической деятельности придерживаюсь модели развития и поддержки творческой индивидуальности обучающихся, описанной педагогом-психологом И.А. Лойко. Главной задачей педагога-прикладника считаю формирование духовного мира детей и развитие творческого потенциала каждого ребёнка объединения. Для этого мною разработаны специальные программы обучения прикладному творчеству, рассчитанные на 3 года обучения. В первый год дети приобретают навыки работы с материалом, знакомятся с историей и традициями промыслов, во второй – программа усложняется, на третьем году обучения дети создают творческие работы, на основе знаний и умений, полученных ранее, воплощая свои идеи и замыслы на высоком уровне. Весь процесс обучения направлен на воспитание творческой личности, способной самостоятельно создать произведение от его замысла до воплощения. С самого начала обучения дети ориентированы на удовлетворение познавательного интереса, создание оригинальных работ, что в процессе деятельности стимулирует раскрытие способностей, внутреннего потенциала, способствует самовыражению и реализации творческой активности. Развиваю творческие способности детей через: - мотивацию учащихся на исследовательский творческий труд; - построение индивидуальных творческих маршрутов образования учащихся; - формирование социального успеха (участие в конкурсах, выставках); - формирование навыков психологической защиты в условиях резко меняющегося социума и умение преодолевать трудности; - апробацию модели сотворчества «педагог–обучающийся– родитель». В самом начале обучения диагностирую способности и личностные качества ребёнка, изучается стартовый потенциал развития личности. Психолого-педагогическим сопровождением создаю благоприятный морально-психологический климат. Использую дифференцированный подход в обучении. Применяю групповое, мелкогрупповое и индивидуальное обучение. Говорить о развитии творческого потенциала не имеет смысла без родительской поддержки, сочетающейся с хорошим преподаванием. Поэтому создаются все условия для сотрудничества и налаживания партнёрских отношений с родителями воспитанников. Это родительские собрания, праздники, посвящённые Дню матери, Дню пожилого человека, Дню защитника отечества; консультации, посиделки, совместная подготовка к городским выставкам. Когда учащийся увлечён определённым видом деятельности, у него ярко выражена познавательная потребность и любознательность. На этом этапе проектируется индивидуальный маршрут развития учащегося: подбирается индивидуальная образовательная программа, происходит выбор форм обучения, а также форм представления результатов. Здесь и уместна модель сотворчества «педагог – родитель – учащийся» через совместные занятия, итоговые мероприятия, клубы выходного дня. На этапе потребности самореализации, достижениях в индивидуальном маршруте, где характерна готовность к принятию решений, веду профориентационную работу через знакомство с содержанием деятельности людей разных творческих специальностей: дизайнера, модельера-конструктора, швеи, технолога и др. Провожу тестирование, выявляющее склонности к определённой деятельности. А также предлагаю конкретные адреса ,где можно получить соответствующее образование. Особая роль отводится условиям развития и поддержки творческого потенциала воспитанников, к которым относятся: - безусловное понимание и уважение личности ребёнка, где основными принципами являются «не навреди» и «помоги мне это сделать самому»; - учёт психофизиологических особенностей детей через психодинамику; - педагогическая и социальная поддержка детей: а) подбор детей в творческие группы; б) предоставление возможностей для развития творческих способностей и личностных характеристик; в) социальная адаптация детей, психологическая поддержка, профессиональная ориентация; г) сотрудничество и партнёрство с родителями; д) отслеживание дальнейшего творчества выпускников. Создавая общеобразовательную программу, стремилась акцентировать внимание на условиях развития творческого потенциала детей, активизации познавательной деятельности, творческой активности в области ДПТ. Метод обучения, суть которого в том, что педагог не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждает искать пути решения самостоятельно, используя при изучении материала по разным темам. Например, при изучении темы «Конструирование и моделирование аксессуаров к одежде» после исследовательской работы о разновидностях и назначении сумок, предлагаю внести конструкторские изменения в чертёж сумки в соответствии с представленной в воображении моделью. Большое внимание уделено формированию творческого воображения. Художественное воображение и фантазию необходимо развивать и тренировать. Именно на такую «тренировку воображение» направлены игры и тесты: игра путешествие «Очумелые ручки», «Воображение», тест «Творческая личность», уроки-фантазии, где учащиеся выполняют творческие задания по стилизации детской комнаты и украшению предметами декоративно-прикладного творчества. Для реализации проектных задач продуктивно используем интернет-ресурсы: просмотр выставочных работ, поиск информации и др. В своей работе широко использую игровые технологии, т.к. с их помощью можно решить многие детские проблемы. Игры и сюжетные занятия формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжённость первых занятий в незнакомом коллективе. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют состав представлений, понятий, развивают фантазию. Процесс обучения в игре способствует творческому развитию ребят. В игре вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается стремление к знаниям. На занятиях декоративно-прикладного творчества целесообразно использовать и игры, и игровые элементы. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных в игре, может быть перенесена в реальную жизнь. Игровые технологии помогают учителю на всех этапах занятия: объяснения нового, при опросе и во время закрепления изученного. На первых занятиях знакомлю детей с видами декоративно-прикладного творчества через викторину с картинками «Что ты знаешь о народных промыслах?». Рассматривая фотографии и иллюстрации, дети узнают на них некоторые виды искусства. О тех, с которыми не знакомы, кратко рассказываю. Викторина позволяет педагогу в развлекательной форме, ненавязчиво передать знания о народных промыслах. Раздаточный материал с иллюстрациями способствует закреплению изученного в игровой форме. Особенно детям полюбились перфокарты. В прорези карточек ребята вписывают ответы на вопросы к иллюстрациям: из каких материалов сделаны эти изделия? Среди игрушек народов мира найдите дымковские и запишите их номера и др. Благодаря викторине в загадках «Угадай инструменты», дети знакомятся с необходимым набором инструментов и принадлежностей для ковроделия, вышивания, вязания, например: Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижёт (ножницы). Маленького роста я. Тонкая и острая. Носом путь себе ищу. За собою хвост тащу (иголка). На этапе объяснения нового интригующе проходит игра «Что на подносе?». Например, при изучении темы «Правила безопасной работы при вышивании» кладу на поднос мулине, напёрсток, ножницы, кальку, копировальную бумагу, альбом с рисунками, пяльцы, иглу и прошу ответить на вопросы: Что на подносе? Для чего предназначены эти приспособления и инструменты? Дополняю ответы детей сведениями об изобретениях напёрстка, ножниц, пялец. Скучные правила безопасного труда запоминаются легко и без усилий, если дети прослушают стихотворения и попробуют продолжить в рифму: Правила техники безопасности при работе с иглой для ковроделия, ножницами, нитками: Чтобы мастером мне стать, Надо ПТБ… узнать: Перед работой свет …включите. К нему спиною не…сидите. Не кланяйтесь игле сто раз, Иначе повредите…глаз Зубами ниточку не… рвите, А в руки ножницы… берите. Будьте внимательны в работе! В ней радость творчества…найдёте. Игра «Объясни пословицы» помогает предупредить поспешность в работе, лень и недобросовестность; способствует положительному настрою в творческом труде, наиболее полному раскрытию творческого потенциала: Длинная нитка – ленивая швея. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У ленивой пряхи про себя нет рубахи… Работать спустя рукава… Игра «Найди пару» поможет закрепить изученный материал. Дети получают наборы карточек, одна половина которых содержит понятия, а другая – их определения. Необходимо подобрать к каждой карточке-понятию карточку-определение. Задание можно выполнять на время. Игру «Найди пару» можно проводить при изучении и закреплении любого раздела. При изучении раздела «Материаловедение» использую набор карточек:
Использую «древние письмена» педагога И.В. Ярковой. Она предлагает учащимся ознакомиться с так называемыми «древними письменами», в которых отсутствуют гласные буквы, например: Тк-ч-ств-(ткачество), пр-д-н- (прядение), п-р-пл-т-н - (переплетение), Б-л-в-к- (булавка), -т-г(утюг). На этапе закрепления изученного прошу расположить утверждения, напечатанные на карточках, в хронологическом порядке:
Логическую направленность несут игры «восстанови утверждение»: По фамилии, гобеленами (17в) владельцев, называть, красильни, шпалеры, стали(по фамилии владельцев красильни шпалеры стали называть гобеленами). Создатели, первые, кочевники, ковров. (первые создатели ковров – кочевники). Больше 2-х тысяч лет, коврам, ворсовым. (Ворсовым коврам больше 2-х тысяч лет). Чувство интереса стимулирует потребность в творчестве, создании чего-то нового, на базе полученных знаний, умений и навыков. От мотивационного компонента переходим к компоненту содержательному, который, как и первый, формирует структуру готовности воспитанника к развитию творческого потенциала. Обучение в детском объединении предполагает проявление детьми проблем, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Данные категории характеризуют креативную, творческую личность, результатом деятельности которой является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений и действий, а создание новых образов и действий. | |||||||||||||||
Просмотров: 10710 | Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |