Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 17.12.2024, 14:45
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания»

«Развитие творческого потенциала и эмоциональной сферы воспитанников через искусство ручного вязания»


Н.В. Колыхалова, педагог дополнительного образования

первой  квалификационной категории МОБУДОД «ЦДТ «Радуга», г.Бузулук 

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности детей и подростков.  В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы, а также  условия социально-педагогического и психологического характера - семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Огромную роль играет эмоциональное развитие ребенка, которое в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у детей младшего школьного возраста.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Одним из условий формирования и развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего школьного возраста является эстетизация среды, отмеченная в работах А.С. Макаренко, К.В. Гавриловец, а также эстетизация быта. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту в школе и дома, всюду, где они проводят своё свободное время, занимаются делом или отдыхают. Неисчерпаемые возможности в формировании эмоционально-волевой сферы детей представлены в народном искусстве.  Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Вязание – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Это  одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) – встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Эта область народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.

Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации, формируется как творческая личность, развивается эмоционально.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Это с успехом реализуется в ходе практической деятельности.

На базе детского клуба по месту жительства «Веселые ребята» реализуется дополнительная образовательная программа «Волшебный клубок». Цель программы – привитие интереса к ручному вязанию, формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность ручным вязанием, содействие становлению личности путём создания развивающей среды, атмосферы сотрудничества для творческого развития и проявления индивидуальных способностей ребёнка. Возраст обучающихся по программе от 10 до 15 лет.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, которое основано на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.  Кроме того, любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что связано или сплетено, можно либо подарить, либо носить или применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: "Для чего это нужно?”. То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность вязания в том и состоит, что все, что мы изготовим, нам пригодится в жизни.

Работа по программе способствует развитию личностных качеств учащихся, таких как целеустремленность, терпение, аккуратность, способствует развитию творческого мышления, эстетического вкуса, эмоциональной сферы каждого ребёнка. Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют учащегося думать. Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка.

Использование в обучении проектной технологии позволяет ребятам научиться планировать свою работу, видеть конечный результат, уметь рассчитывать свои силы и способности. Использование в работе ИКТ делает процесс обучения такому древнему виду рукоделия более современным. Создавая свою программу по обучению вязанию, я постаралась сделать ее наиболее доступной, охватить больший возрастной контингент воспитанников, и осветить много современных техник вязания.

В работу по  программе включено обучение разным техникам вязания; в программу обучения включены не только традиционные способы создания ручного трикотажа, но и такие, малоизвестные, как вязание мехом, вязание с бисером, ирландское кружево, гипюр и другие техники. Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности воспитанников возможно только при условии творческого подхода самого педагога к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у воспитанников формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

В условиях интеграции дополнительного и общего образования в рамках внедрения ФГОС данная программа может быть адаптирована для организации внеурочной деятельности в начальном и среднем звене.

На занятиях по ручному вязанию использую мультимедийные презентации, на которых представлены образцы изделий, схемы, узоры.

С целью раскрытия творческих способностей обучающихся использую технологию творческого развития (творчества), взяв за основу систему развивающего обучения  с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развития критического мышления).  Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Чем больше содержание занятий отвечает интересам детей, чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями воспитанников по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. При организации работы учитываю этот факт.

Целенаправленно выявляю склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Позволяю детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд обучающихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством педагога воспитанники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей для успешного выполнения намеченных планов. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. С самого начала приучаю воспитанников к самостоятельной работе, которая не только вооружает детей умениями и навыками, но и помогает осознать свою силу творца. Она будит творческую активность, учит вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Большое внимание уделяю созданию условий эмоционально-положительного фона общения, воспринимаю  ребёнка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами.

Обязательным элементом каждого занятия является использование психотехнических игр для создания положительного эмоционального настроя. Эти игры вызывают чувство радости, раскрепощённости, направлены на сплочение коллектива.

Немаловажным фактором создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях способствует применение музыкального сопровождения: релаксирующей, русской народной, классической музыки в современной обработке.

Использование в работе материала ярких расцветок для создания изделия положительно влияет на развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Большое чувство гордости и радости испытывает ребёнок, осознавая, что его изделие нашло практическое применение.

Для создания благоприятной мотивационной среды, а также  для творческого развития воспитанников в объединении проводим конкурсы, выставки, презентации работ. Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этом массовом мероприятии участвуют не только воспитанники, но и нередко их родители. Конкурс – это своеобразный ритуал единения детского коллектива. Каждый из его гостей и участников может испытать чувство гордости за объединение, клуб,  в котором занимается. Конкурс имеет также преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда воспитанников и педагога.

Создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и эмоциональной сферы способствует достижению высоких результатов воспитанников творческого объединения «Волшебный клубок»: городской конкурс профессионального мастерства «Золушка — 2009», 1 место, Овинова Татьяна; городской конкурс профессионального мастерства «Золушка», 3 место, Кольцова Елена; городская выставка-конкурс «Мастера и подмастерья», диплом лауреата, Андреева Александра.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в объединении помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, воспитанники и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А также способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами. На занятиях по вязанию развивается творческое начало.  Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.

С уверенностью можно сказать, одним из эффективных средств развития творческого потенциала и эмоциональной сферы у воспитанников являются занятия по вязанию, в процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду и жажду творчества.

Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (05.09.2012)
Просмотров: 5037 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики