Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 03.10.2024, 20:42
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Главная » Статьи » Мои статьи

Практика деятельности ШГЭР «Буратино» по социальной адаптации дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования детей

Практика деятельности ШГЭР «Буратино» по социальной адаптации дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования детей 

Выскребенцева О.Н., руководитель структурного подразделения ШГЭР «Буратино»

Актуальность проблемы социальной адаптации дошкольников сегодня – неоспоримый факт. Это связано как с нынешним материальным расслоением семей, в которых, соответственно, и разное решение вопросов воспитания подрастающего поколения, и разный подход к общечеловеческим ценностям, что привело к дестабилизации и разрушению прежней идеологизированной, но стабильной и целостной системы работы с детьми и молодежью. Ребенок не может ждать, когда в государстве будут решены в большом масштабе социально-экономические вопросы, он растет и развивается в тех условиях, которые создаются для него ближайшим окружением взрослых: родителями, педагогами, психологами и т.д.

«Работу по социальной адаптации личности следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности»(А.Г. Харчев). Большую роль в формировании социально адаптированной личности играет воспитательно-образовательная среда, создаваемая в образовательных учреждениях. Конструированию такой среды во многом способствует внедрение инноваций в деятельность учреждений.

Одним из основных институтов социального воспитания являются учреждения дополнительного образования, которые предоставляют детям возможность свободного выбора видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени. В этих учреждениях реализуются дополнительные образовательные программы, сопряженные с такими направлениями социально-педагогической работы, как валеология, культурология, социология и др.

Особая роль в общем процессе социальной адаптации дошкольника принадлежит школам раннего развития, созданным на базе учреждений дополнительного образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются творческие и образовательные траектории личности, психологическая база для проектирования жизненной стратегии человека. Таким образом, весь комплекс учебно-воспитательной деятельности школ раннего развития востребован детьми и родителями, так как способствует не только развитию общего образовательного диапазона дошкольников, но и приобретению нового социального опыта, который впоследствии станет фундаментом успешной социальной адаптации.

В результате увеличения спроса на «образовательные услуги» в сфере дополнительного образования появились и достаточно зарекомендовали себя центры и школы раннего развития, Школы гуманитарно-эстетического развития, организованные на их базе.Одна из таких школ - школа гуманитарно-эстетического развития «Буратино», которая действует двадцать лет и является структурным подразделением Центра детского творчества «Радуга» города Бузулука.

Приоритетными направлениями ШГЭР является:

-     создание равных стартовых возможностей при подготовке детей к школе;

-     обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательного и воспитательного процесса в УДО на всех уровнях;

-     создание оптимальных условий охраны, здоровья, полноценного психического развития детей;

-     развитие творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики возраста;

-     создание условий для успешной социальной адаптации ребенка.

Миссию ШГЭР определило общественное мнение, сфокусированное на раннюю интеллектуализацию, неуклонное усложнение программы 1-го класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, позволяющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Не каждому ребенку удается безболезненно адаптироваться к сложной роли «ученика». И если ребенок не преодолел трудностей адаптации, то унего развиваются качества конформности, безынициативности, появляется неуверенность в себе, робость, что порой приводит к личностной деформации.

Преодоление сложностей адаптации и развитие защитных адаптивных механизмов определило выбор модели ШГЭР.

Цель ШГЭР заключается в создании условий для социальной адаптации и творческого развития детей дошкольного возраста игровыми средствами в процессе развития его интереса к познанию, обучению, творчеству в УДОД.

Для достижения данной цели педагогами ШГЭР проделана качественная работа по созданию содержательных, организационных и методических условий для развития адаптивных механизмов у детей, формирования коммуникативной культуры и культуры познания, личностно-ценностного отношения к родному языку, навыков самостоятельности.

В основе теоретических подходов к построению модели ШГЭР, с целью успешной адаптации воспитанников, в содержании организациивоспитательно-образовательного процесса реализуются идеи, которые определили стратегические ориентиры деятельности ШГЭР на ближайшее десятилетие. Такими ориентирами в концепции являются:

-     идея валеологического подхода, которая включает в себя: целевую ориентацию воспитанников на здоровье, как приоритетную базовую ценность и основной результат деятельности; направленность содержания и организации воспитательной и учебной работы на формирование потребности воспитанника в здоровье и здоровом образе жизни; приобщение семьи к валеологизациимикросоциальной сферы;

-     идея рефлексивности позволяет воспитаннику оценить «что я был» и «что я стал», формирует способности воспитанника к самоизменению, самосовершенствованию, самовоспитанию, становлению устойчивого образа «Я», обеспечивающего развитие защитного адаптивного механизма, в целомуспешную адаптацию;

-     идея использования субъективного опыта личности в образовательном процессе заключается во включении личного опыта воспитанника в общую структуру содержания и некоторым образом в регулировании его формирования;

-     идея интегративности предполагает активное и системное использование межпредметных связей в обучении, отражает современную тенденцию интеграции форм общественного сознания, формирующее единое культурное и информационное пространство, позволяющее эффективно синтезировать знания из различных наук и учебных предметов, обеспечивающее организацию учебного процесса как единой дидактической системы.

Остановимся на общей характеристике образовательной модели ШГЭР, отражающей особенности структуры образования в школе, содержание курса образования, организацию образовательного процесса, вопросы управления адаптивным процессом воспитанников, формы обучения.

С целью социальной адаптации воспитанников в структуре образования ШГЭР можно выделить две ступени.

Решающие задачи первой ступени (5-6 лет) – развивающе-воспитательно-образовательные –предусматривают:

-     формирование положительной мотивации к учению;

-     создание исходной базы для развития механизмов общения (индентификации, рефлексии, моделирования и обособления);

-     развитие творческих способностей в различных предметных областях, умений различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.

На второй ступени (6-7 лет) ведущими задачами стали:

-     формирование первоначальных навыков общения, мотивации к интенсивной учебе в условиях общеобразовательной школы;

-     развитие познавательных интересов и усвоение учебных действий;

-     подготовка воспитанников к многопредметному обучению в основной школе.

Для более успешной социальной адаптации дошкольников педагогами школы была разработана и апробирована программа социальной адаптации «Я среди людей», концептуальными положениями которой стали учебные и личностные возможности воспитанников, их непрерывное наращивание. На первый план выдвигались цели по адаптации личности, ее развитие, а предметные знания и умения рассматривались как средства их достижения.

Исходя из цели деятельности ШГЭР, приоритетных проблем, содержание образовательного процесса включало несколько аспектов.

Первый аспект – развитие адаптивных механизмов воспитанника, посредством организации деятельности, общения, формирования сознания, являющихся основными сферами осуществления социальной адаптации.

Задачи реализации данного аспекта:

1.   Развитие психических функций связанных с деятельностью (памяти, слухового восприятия, мышления, воображения, внимания, эмоционально-волевой сферы воспитанника); языковых способностей (коммуникативных), которые являлись составляющей благополучной адаптации воспитанника в межличностных отношениях.

2.Приобщение воспитанников средствами языка к родной культуре иосознание детьми родной культуры.

3.Воспитание чувства осознания себя как личности.

Этот аспект построен как процесс «открытия» каждым воспитанником конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Только в этом случае воспитанник становится субъектом обучения. С этой целью основная роль отводится инициированию, интенсификации интеллектуальной и личностной рефлексии детей.

Второй аспект – диагностический комплекс измерения процесса адаптации, диагностика учебных и личностных возможностей воспитанников как условия, обеспечивающего успешную социальную адаптацию, который включает в себя диагностические методики по изучению социальных эмоций (по методике Урунтаевой Г.А.); изучение школьной зрелости Йерасека Я.; изучение мотивов учения (по методике Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.).

Диагностика учебных и личностных возможностей воспитанников осуществляется по следующим пяти блокам.

1. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности. Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, состояли в следующем: непосредственный интерес к предмету в целом; оценка воспитанником социальной значимости изучаемого предмета.

2. Интеллектуальная культура воспитанника, проявлявшаяся в следующих показателях: умении анализировать, классифицировать познавательные объекты, сравнивать познавательные объекты.

3. Культура учебной деятельности, показателями которой являются: умения планировать, организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

4. Коммуникативная культура: владение монологической речью; умение осуществлять диалог.

5. Обученность воспитанников – уровни усвоения учебного материала.

Ориентация на этот аспект предполагает овладение каждым педагогом методами диагностики по выделенным выше показателям и их широкое использование в процессе совместной деятельности с воспитанниками.

Третий аспект – формирование у воспитанников личностно-смыслового отношения к родному языку. Гуманитарная сущность образования выражается, прежде всего, посредством родного языка, родного слова и текста. Уважение к родному языку является отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности, способствует развитию коммуникативной стороны общения а, следовательно, успешной социальной адаптации.

Развитию воспитанника как языковой личности с ценностным личностно-смысловым отношением к родному языку способствуют занятия по развитию речи и обучению грамоте.

Четвертый аспект – обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Пятый аспект – сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Деятельность ШГЭР в этом направлении заключается в увеличении количества времени на спортивно-физические упражнения во время перемен, в обязательной организации на занятиях физминуток, в применении в процессе обучения подвижных игровых моментов. Организуются массовые спортивные мероприятия для воспитанников и их родителей, занятия танцами и подвижные игры.

Шестой аспект – творческое развитие личности каждого воспитанника. Реализация этого аспекта ориентирует педагогов на использование в образовательном процессе заданий, требующих нестандартного подхода к их решению, что предполагает сокращение заданий на воспроизведение учебного материала (не в ущерб отработки основных умений и навыков воспитанников).

Особое место в этом направлении занимает развитие творческих способностей детей в процессе эстетически-художественной деятельности.

На занятиях по изобразительному искусству и художественному труду решаются следующие задачи: развитие эмоциональной сферы воспитанника, образного представления, его творческих понятий, способностей, изобразительных умений; обучение детей развернутой и аргументированной оценке своих работ и работ товарищей.

Обоснование учебного плана ШГЭР определилось, во-первых, основным направлением школы по социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни, во-вторых – потребностью детей, родителей, социума.

Учебный план ШГЭР включает занятия по разнообразным видам деятельности, а именно: «Развитие речи», «Веселый счет», «Пение», «Развивающие игры», «Английский язык», «Танцы», «Изодеятельность», «Этика», «Познаю мир», «Гимнастика», «Ручной труд».

Доминантой всех занятий в успешной социальной адаптации стало формирование коммуникативной культуры личности. Стратегически значимыми в структуре обучения ШГЭР стали занятия по развитию речи и обучению грамоте, от уровня овладения которыми зависит успех всего обучения, социальное лицо воспитанника. Эта область обучения в школе обеспечило: развитие у воспитанников всех видов речевой деятельности, приобщение к культуре русского народа, к богатству отечественной и художественной литературы, развитие ценностного отношения к миру.

Занятия «Веселым счетом» и «Развивающими играми» обеспечили: развитие образного и логического мышления, памяти и речи детей; воспитание таких важных качеств мышления, как критичность и обобщенность; формирование способности детей к анализу и синтезу; умения точно и ясно выражать свои мысли.

Занятия по предмету «Познаю мир» направлены на овладение знаниями о живой природе, гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, в целях сохранения психического и физического здоровья воспитанников, формирование у детей знаний о природе родного края.

Занятия по «Ручному труду» имеют своей целью формирование у детей навыков культуры труда, овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, воспитание добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие самостоятельности воспитанников.

Занятия «Гимнастика» и «Танцы» способствуют укреплению здоровья детей, воспитанию нравственных и волевых качеств, культуры поведения, потребности в личном физическом совершенствовании,формированию устойчивого интереса к занятиям, связанных с физической культурой.

Занятия по «Пению» и «Изодеятельности» формируют у воспитанников эстетическое отношение к окружающей действительности, развивают творческий потенциал. Дети на занятиях получают представления о связях человека и общества с миром искусства, овладевают образным языком искусства.

С целью создания условий для успешной социальной адаптации воспитанников в образовательном процессе ШГЭР на занятиях используются различные формы и методы работы развивающего и психокоррекционного характера.

Важное место в формировании адаптивных механизмов имеет развитие самоконтроля, самодисциплины, преодоление гиперактивности. С этой целью на занятиях по программе «Познаю мир», использовуются игровые моменты «Замри!», «Флажок», сценические миниатюры «Волшебное слово», «Запрещенное движение» и др. Развитие произвольной активности детей, формирование их эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений осуществляется посредством следующих игр – «Поссорились два петушка», «Дракон кусает свой хвост», «Скучно, скучно так сидеть» и др.

На занятиях по «Пению» и «Танцам» педагогами использовались приемы, которые способствовали успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля для формирования защитныхадаптивных механизмов, например; «Слушай команду», «Кто за кем?», «Я не знаю» и др.

Элементы ТРИЗа, творческие коллективные работы применялись на занятиях по «Изодеятельности» и «Ручному труду».

На занятиях по «Развитию речи» с целью развития связной речи используются методы беседы, рассказа с игрушками, с использованием серий сюжетных картин, приемы «неоконченных рассказов», элементы ТРИЗа, игровые упражнения, способствующие развитию мышления, фантазии и речи, например «Сочини предложения», «Противоположность», «Придумай загадку», «Пословица» и др.

В перерывах между занятиями для успешной социальной адаптации воспитанников регулярно проводятся игры, целью которых является снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе, снятие агрессии.

Ориентация в образовательном процессе ШГЭР на личность и ее адаптацию предполагает в первую очередь построение индивидуальных образовательных программ, которые сочетаются с типовыми программами детского сада.

Образовательный процесс в школе «Буратино» строится на диалоге воспитанника и педагога. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность воспитанника к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением. В этой связи в ШГЭР педагогами используются разнообразные образовательные технологии.

Формы организации обучения включают в себя традиционные занятия, а также интегрированные, например, развитие речи сочетается с музыкой или с изобразительным творчеством, с играми, в ходе которых формируются коммуникативно-речевые навыки.

Особое внимание уделяется проведению валеологически обоснованных занятий, предполагавших отсутствие психотравмирующего речевого поведения и отрицательных оценок; использованию педагогами средств невербального общения с детьми; построению занятий в режиме «подвижных объектов» и «зрительных горизонтов».

Задача педагога заключается в том, чтобы снизить утомляющее воздействие занятия на организм воспитанника посредством рациональной организации воспитательного и учебного процессов, применения здоровьесохраняющих технологий, методов и средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния детей.

В основе содержания воспитательного процесса лежит программа «Я среди людей», предусматривающая развитие адекватной Я-концепции и самоуважения; способности чуткого отношения к людям; формирования навыков обучения и социального взаимодействия, являющихся одним из важных условий успешной социальной адаптации воспитанников.

Реализация данной программы осуществлялась посредством ролевых и сюжетных игр, сценических постановок, конкурсов, викторин и так далее, которые в итоге способствовали формированию следующих образов у воспитанников: образа физического Я, то есть образа тела и его функции;образа социального Я, то есть то, как меня воспринимают окружающие;образа реального Я, то есть образ Я в сравнении с другими; образа идеального Я, в который входят те способности и качества личности, которые в наибольшей степени отвечают ее ценностям и устремлениям.

Формирование Я-концепции у воспитанников происходило одновременно с познанием окружающих, для этого педагоги на занятиях использовали метод «принятия роли».

Система воспитательной работы строилась на следующих уровнях:общешкольная деятельность, работа педагогов с детскими коллективами, деятельность объединений, индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями.

Технология управления ШГЭР для решения задач по успешной социальной адаптации воспитанников включает следующие виды деятельности:

-     мотивационно-целевую, предполагающую использование разнообразных форм проведения педагогических советов, заседаний, родительских собраний;

-     информационно-аналитическую, включающую анализ окружающего социума, обеспечивающую прогнозирование текущих изменений в деятельности педагогического коллектива;

-     планово-прогностическую, предполагающую разработку отдельных программ ШГЭР, реализация которых позволила своевременно вносить необходимые коррективы в концепцию и программу развития школы;

-     организационно-исполнительскую, предполагающую систематическую диагностику по выделенным ранее показателям личностного развития детей и уровней их адаптации;

-     контрольно-регулировочную за уровнем адаптации воспитанников.

Педагогами и педагогом-психологом школы разработана и апробирована система мер, направленных на ускорение процесса социальной адаптации, а именно: психологическая поддержка детей; психологическая поддержка педагогов; изучение индивидуального стиля отношений родителей и детей.

Деятельность педагогов по психологической и педагогической поддержке детей направлена на оказание им оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной межличностной коммуникацией, индивидуально-творческим выбором. Педагоги, заботясь о психологическом здоровье, которое предполагает внимание к внутреннему миру, к их чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, их отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, способствуют эффективности адаптивного процесса. Тематика психологических бесед с детьми направлена на изучение личностной сферы, на развитие познавательной среды, формирование «Я концепции».

Психологическая работа с педагогами складывается из трех компонентов:

-     психодиагностика педагога;

-     психологическая профилактика, направленная на изучение внутреннего мира его индивидуальных и возрастных особенностей и на поддержание эмоциональных сил педагога;

-     психологическое просвещение посредством системы психолого-педагогических семинаров.

Дела – это групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность. Основная задача педагога – находить с каждым воспитанником пути преодоления трудностей в процессе адаптации.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ШГЭР за время работы развивается адаптивная структура, решающая задачи по социальной адаптации воспитанников посредством создания в учебно-воспитательном процессе организационных, мотивационных, кадровых, научно-методических, материально-технических условий, способствующих успешной адаптации дошкольников.

Благодаря специально организованному обучению в школе у воспитанников сформировались:

-     новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

-     в личностной сфере – произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых качеств;

-     в познавательной сфере – умение обобщать, анализировать,сравнивать;

-     в сфере деятельности и общения – умение учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Перечисленные компоненты являются центральными в обеспечении успешной социальной адаптации детей и их психологической готовности к обучению в основной школе.

Дети, посещающие ШГЭР, отличаются широким кругом интересов, которые носят более продуктивный деятельный характер. Знания, умения, навыки у воспитанников устойчивые, отвечают требованиям модифицированных программ. Воспитанники ШГЭР «Буратино» поступают в гимназии, учатся успешно, а в некоторых показателях интеллектуального развития опережают сверстников. Благодаря применению в ШГЭР системы измерения психофизиологической, социально-психологической, учебной адаптации, системы регулирования и контроля адаптации, адаптивный процесс в общеобразовательных учреждениях у детей, посещавших школу гуманитарно-эстетического развития «Буратино», проходит более успешно.

Воспитанники после окончания школы «Буратино» продолжают посещать Центр детского творчества, занимаются в творческих объединениях английского языка, хореографии, вокала, художественного труда.

Категория: Мои статьи | Добавил: Raduga2012 (19.11.2012)
Просмотров: 3353 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Arabekhon  
http://loveawake.ru/ - Описание соционических типов

Имя *:
Email *:
Код *:
   Флаг Российской Фкдерации  Телефонный аппарат

     Детский телефон 
             доверия
       8-800-2000-122
 


Виртуальный музей Центра

 

 

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [70]

Календарь новостей
Календарь праздников

Герб города Бузулука



Поиск

Домашний очаг
ПЕДСОВЕТ.org

Информационно-образовательные ресурсы:

Мини чат


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Смайлики