Главная » Статьи » Мои статьи |
Практика деятельности ШГЭР «Буратино» по социальной адаптации дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования детей Выскребенцева О.Н., руководитель структурного подразделения ШГЭР «Буратино» Актуальность
проблемы социальной адаптации дошкольников сегодня – неоспоримый факт. Это
связано как с нынешним материальным расслоением семей, в которых,
соответственно, и разное решение вопросов воспитания подрастающего поколения, и
разный подход к общечеловеческим ценностям, что привело к дестабилизации и
разрушению прежней идеологизированной, но стабильной и целостной системы работы
с детьми и молодежью. Ребенок не может ждать, когда в государстве будут решены
в большом масштабе социально-экономические вопросы, он растет и развивается в
тех условиях, которые создаются для него ближайшим окружением взрослых:
родителями, педагогами, психологами и т.д. «Работу
по социальной адаптации личности следует начинать как можно раньше, так как
качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно
воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности»(А.Г. Харчев).
Большую роль в формировании социально адаптированной личности играет воспитательно-образовательная
среда, создаваемая в образовательных учреждениях. Конструированию такой среды во
многом способствует внедрение инноваций в деятельность учреждений. Одним из основных институтов социального
воспитания являются учреждения дополнительного образования, которые
предоставляют детям возможность свободного выбора видов деятельности,
направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие
познавательных способностей и положительной мотивационной направленности в
сфере свободного времени. В этих учреждениях реализуются дополнительные
образовательные программы, сопряженные с такими направлениями
социально-педагогической работы, как валеология, культурология, социология и
др. Особая роль в общем процессе социальной
адаптации дошкольника принадлежит школам раннего развития, созданным на базе учреждений
дополнительного образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются
творческие и образовательные траектории личности, психологическая база для
проектирования жизненной стратегии человека. Таким образом, весь комплекс
учебно-воспитательной деятельности школ раннего развития востребован детьми и
родителями, так как способствует не только развитию общего образовательного
диапазона дошкольников, но и приобретению нового социального опыта, который
впоследствии станет фундаментом успешной социальной адаптации. В
результате увеличения спроса на «образовательные услуги» в сфере
дополнительного образования появились и достаточно зарекомендовали себя центры
и школы раннего развития, Школы гуманитарно-эстетического развития,
организованные на их базе.Одна из таких школ - школа гуманитарно-эстетического
развития «Буратино», которая действует двадцать лет и является структурным
подразделением Центра детского творчества «Радуга» города Бузулука. Приоритетными
направлениями ШГЭР является: -
создание
равных стартовых возможностей при подготовке детей к школе; -
обеспечение
преемственности и непрерывности в содержании образовательного и воспитательного
процесса в УДО на всех уровнях; -
создание
оптимальных условий охраны, здоровья, полноценного психического развития детей; -
развитие
творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики
возраста; -
создание
условий для успешной социальной адаптации ребенка. Миссию
ШГЭР определило общественное мнение, сфокусированное на раннюю интеллектуализацию,
неуклонное усложнение программы 1-го класса, внедрение в практику
общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических
технологий, позволяющих предъявлять будущему первокласснику более высокие
требования. Не
каждому ребенку удается безболезненно адаптироваться к сложной роли «ученика».
И если ребенок не преодолел трудностей адаптации, то унего развиваются качества
конформности, безынициативности, появляется неуверенность в себе, робость, что
порой приводит к личностной деформации. Преодоление
сложностей адаптации и развитие защитных адаптивных механизмов определило выбор
модели ШГЭР. Цель
ШГЭР заключается в создании условий для социальной адаптации и творческого
развития детей дошкольного возраста игровыми средствами в процессе развития его
интереса к познанию, обучению, творчеству в УДОД. Для
достижения данной цели педагогами ШГЭР проделана качественная работа по
созданию содержательных, организационных и методических условий для развития
адаптивных механизмов у детей, формирования коммуникативной культуры и культуры
познания, личностно-ценностного отношения к родному языку, навыков
самостоятельности. В
основе теоретических подходов к построению модели ШГЭР, с целью успешной
адаптации воспитанников, в содержании организациивоспитательно-образовательного
процесса реализуются идеи, которые определили стратегические ориентиры
деятельности ШГЭР на ближайшее десятилетие. Такими ориентирами в концепции
являются: -
идея
валеологического подхода, которая включает в себя: целевую ориентацию
воспитанников на здоровье, как приоритетную базовую ценность и основной
результат деятельности; направленность содержания и организации воспитательной
и учебной работы на формирование потребности воспитанника в здоровье и здоровом
образе жизни; приобщение семьи к валеологизациимикросоциальной сферы; -
идея
рефлексивности позволяет воспитаннику оценить «что я был» и «что я стал», формирует
способности воспитанника к самоизменению, самосовершенствованию,
самовоспитанию, становлению устойчивого образа «Я», обеспечивающего развитие
защитного адаптивного механизма, в целомуспешную адаптацию; -
идея
использования субъективного опыта личности в образовательном процессе заключается
во включении личного опыта воспитанника в общую структуру содержания и
некоторым образом в регулировании его формирования; -
идея
интегративности предполагает активное и системное использование межпредметных
связей в обучении, отражает современную тенденцию интеграции форм общественного
сознания, формирующее единое культурное и информационное пространство,
позволяющее эффективно синтезировать знания из различных наук и учебных
предметов, обеспечивающее организацию учебного процесса как единой
дидактической системы. Остановимся
на общей характеристике образовательной модели ШГЭР, отражающей особенности
структуры образования в школе, содержание курса образования, организацию
образовательного процесса, вопросы управления адаптивным процессом
воспитанников, формы обучения. С
целью социальной адаптации воспитанников в структуре образования ШГЭР можно
выделить две ступени. Решающие
задачи первой ступени (5-6 лет) – развивающе-воспитательно-образовательные –предусматривают: -
формирование
положительной мотивации к учению; -
создание
исходной базы для развития механизмов общения (индентификации, рефлексии,
моделирования и обособления); -
развитие
творческих способностей в различных предметных областях, умений различать и
сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. На
второй ступени (6-7 лет) ведущими задачами стали: -
формирование
первоначальных навыков общения, мотивации к интенсивной учебе в условиях
общеобразовательной школы; -
развитие
познавательных интересов и усвоение учебных действий; -
подготовка
воспитанников к многопредметному обучению в основной школе. Для
более успешной социальной адаптации дошкольников педагогами школы была
разработана и апробирована программа социальной адаптации «Я среди людей»,
концептуальными положениями которой стали учебные и личностные возможности
воспитанников, их непрерывное наращивание. На первый план выдвигались цели по
адаптации личности, ее развитие, а предметные знания и умения рассматривались
как средства их достижения. Исходя
из цели деятельности ШГЭР, приоритетных проблем, содержание образовательного
процесса включало несколько аспектов. Первый
аспект – развитие адаптивных механизмов воспитанника, посредством организации
деятельности, общения, формирования сознания, являющихся основными сферами
осуществления социальной адаптации. Задачи
реализации данного аспекта: 1.
Развитие
психических функций связанных с деятельностью (памяти, слухового восприятия,
мышления, воображения, внимания, эмоционально-волевой сферы воспитанника);
языковых способностей (коммуникативных), которые являлись составляющей
благополучной адаптации воспитанника в межличностных отношениях. 2.Приобщение
воспитанников средствами языка к родной культуре иосознание детьми родной
культуры. 3.Воспитание
чувства осознания себя как личности. Этот
аспект построен как процесс «открытия» каждым воспитанником конкретного знания,
а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Только в этом случае
воспитанник становится субъектом обучения. С этой целью основная роль отводится
инициированию, интенсификации интеллектуальной и личностной рефлексии детей. Второй
аспект – диагностический комплекс измерения процесса адаптации, диагностика
учебных и личностных возможностей воспитанников как условия, обеспечивающего
успешную социальную адаптацию, который включает в себя диагностические методики
по изучению социальных эмоций (по методике Урунтаевой Г.А.); изучение школьной
зрелости Йерасека Я.; изучение мотивов учения (по методике Эльконина Д.Б.,
Венгера Л.А.). Диагностика
учебных и личностных возможностей воспитанников осуществляется по следующим
пяти блокам. 1.
Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу
собственной познавательной деятельности. Конкретные показатели, позволяющие
анализировать и оценивать это отношение, состояли в следующем: непосредственный
интерес к предмету в целом; оценка воспитанником социальной значимости
изучаемого предмета. 2. Интеллектуальная
культура воспитанника, проявлявшаяся в следующих показателях: умении
анализировать, классифицировать познавательные объекты, сравнивать
познавательные объекты. 3. Культура
учебной деятельности, показателями которой являются: умения планировать,
организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. 4.
Коммуникативная культура: владение монологической речью; умение осуществлять
диалог. 5.
Обученность воспитанников – уровни усвоения учебного материала. Ориентация
на этот аспект предполагает овладение каждым педагогом методами диагностики по
выделенным выше показателям и их широкое использование в процессе совместной
деятельности с воспитанниками. Третий
аспект – формирование у воспитанников личностно-смыслового отношения к родному
языку. Гуманитарная сущность образования выражается, прежде всего, посредством
родного языка, родного слова и текста. Уважение к родному языку является
отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его
духовности, способствует развитию коммуникативной стороны общения а,
следовательно, успешной социальной адаптации. Развитию
воспитанника как языковой личности с ценностным личностно-смысловым отношением
к родному языку способствуют занятия по развитию речи и обучению грамоте. Четвертый
аспект – обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Пятый
аспект – сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Деятельность ШГЭР в
этом направлении заключается в увеличении количества времени на
спортивно-физические упражнения во время перемен, в обязательной организации на
занятиях физминуток, в применении в процессе обучения подвижных игровых
моментов. Организуются массовые спортивные мероприятия для воспитанников и их
родителей, занятия танцами и подвижные игры. Шестой
аспект – творческое развитие личности каждого воспитанника. Реализация этого
аспекта ориентирует педагогов на использование в образовательном процессе
заданий, требующих нестандартного подхода к их решению, что предполагает
сокращение заданий на воспроизведение учебного материала (не в ущерб отработки
основных умений и навыков воспитанников). Особое
место в этом направлении занимает развитие творческих способностей детей в
процессе эстетически-художественной деятельности. На
занятиях по изобразительному искусству и художественному труду решаются
следующие задачи: развитие эмоциональной сферы воспитанника, образного
представления, его творческих понятий, способностей, изобразительных умений;
обучение детей развернутой и аргументированной оценке своих работ и работ
товарищей. Обоснование
учебного плана ШГЭР определилось, во-первых, основным направлением школы по
социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни, во-вторых –
потребностью детей, родителей, социума. Учебный
план ШГЭР включает занятия по разнообразным видам деятельности, а именно:
«Развитие речи», «Веселый счет», «Пение», «Развивающие игры», «Английский
язык», «Танцы», «Изодеятельность», «Этика», «Познаю мир», «Гимнастика», «Ручной
труд». Доминантой
всех занятий в успешной социальной адаптации стало формирование коммуникативной
культуры личности. Стратегически значимыми в структуре обучения ШГЭР стали
занятия по развитию речи и обучению грамоте, от уровня овладения которыми
зависит успех всего обучения, социальное лицо воспитанника. Эта область
обучения в школе обеспечило: развитие у воспитанников всех видов речевой
деятельности, приобщение к культуре русского народа, к богатству отечественной
и художественной литературы, развитие ценностного отношения к миру. Занятия
«Веселым счетом» и «Развивающими играми» обеспечили: развитие образного и
логического мышления, памяти и речи детей; воспитание таких важных качеств
мышления, как критичность и обобщенность; формирование способности детей к
анализу и синтезу; умения точно и ясно выражать свои мысли. Занятия
по предмету «Познаю мир» направлены на овладение знаниями о живой природе,
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, в целях
сохранения психического и физического здоровья воспитанников, формирование у
детей знаний о природе родного края. Занятия
по «Ручному труду» имеют своей целью формирование у детей навыков культуры
труда, овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с
различными материалами, воспитание добросовестного отношения к труду, понимание
его роли в жизни человека, развитие самостоятельности воспитанников. Занятия
«Гимнастика» и «Танцы» способствуют укреплению здоровья детей, воспитанию
нравственных и волевых качеств, культуры поведения, потребности в личном
физическом совершенствовании,формированию устойчивого интереса к занятиям,
связанных с физической культурой. Занятия
по «Пению» и «Изодеятельности» формируют у воспитанников эстетическое отношение
к окружающей действительности, развивают творческий потенциал. Дети на занятиях
получают представления о связях человека и общества с миром искусства,
овладевают образным языком искусства. С
целью создания условий для успешной социальной адаптации воспитанников в
образовательном процессе ШГЭР на занятиях используются различные формы и методы
работы развивающего и психокоррекционного характера. Важное
место в формировании адаптивных механизмов имеет развитие самоконтроля,
самодисциплины, преодоление гиперактивности. С этой целью на занятиях по
программе «Познаю мир», использовуются игровые моменты «Замри!», «Флажок»,
сценические миниатюры «Волшебное слово», «Запрещенное движение» и др. Развитие
произвольной активности детей, формирование их эмоциональной и волевой сфер,
коррекция личностных нарушений осуществляется посредством следующих игр –
«Поссорились два петушка», «Дракон кусает свой хвост», «Скучно, скучно так
сидеть» и др. На
занятиях по «Пению» и «Танцам» педагогами использовались приемы, которые
способствовали успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля для
формирования защитныхадаптивных механизмов, например; «Слушай команду», «Кто за
кем?», «Я не знаю» и др. Элементы
ТРИЗа, творческие коллективные работы применялись на занятиях по
«Изодеятельности» и «Ручному труду». На
занятиях по «Развитию речи» с целью развития связной речи используются методы
беседы, рассказа с игрушками, с использованием серий сюжетных картин, приемы
«неоконченных рассказов», элементы ТРИЗа, игровые упражнения, способствующие
развитию мышления, фантазии и речи, например «Сочини предложения», «Противоположность»,
«Придумай загадку», «Пословица» и др. В
перерывах между занятиями для успешной социальной адаптации воспитанников
регулярно проводятся игры, целью которых является снятие страха перед школой,
ускорение адаптации к школе, снятие агрессии. Ориентация
в образовательном процессе ШГЭР на личность и ее адаптацию предполагает в
первую очередь построение индивидуальных образовательных программ, которые
сочетаются с типовыми программами детского сада. Образовательный
процесс в школе «Буратино» строится на диалоге воспитанника и педагога. При
этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность воспитанника к
содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление
использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в
ситуациях, не заданных обучением. В этой связи в ШГЭР педагогами используются
разнообразные образовательные технологии. Формы
организации обучения включают в себя традиционные занятия, а также
интегрированные, например, развитие речи сочетается с музыкой или с
изобразительным творчеством, с играми, в ходе которых формируются
коммуникативно-речевые навыки. Особое
внимание уделяется проведению валеологически обоснованных занятий,
предполагавших отсутствие психотравмирующего речевого поведения и отрицательных
оценок; использованию педагогами средств невербального общения с детьми;
построению занятий в режиме «подвижных объектов» и «зрительных горизонтов». Задача
педагога заключается в том, чтобы снизить утомляющее воздействие занятия на
организм воспитанника посредством рациональной организации воспитательного и
учебного процессов, применения здоровьесохраняющих технологий, методов и
средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния детей. В
основе содержания воспитательного процесса лежит программа «Я среди людей»,
предусматривающая развитие адекватной Я-концепции и самоуважения; способности
чуткого отношения к людям; формирования навыков обучения и социального
взаимодействия, являющихся одним из важных условий успешной социальной адаптации
воспитанников. Реализация
данной программы осуществлялась посредством ролевых и сюжетных игр, сценических
постановок, конкурсов, викторин и так далее, которые в итоге способствовали
формированию следующих образов у воспитанников: образа физического Я, то есть
образа тела и его функции;образа социального Я, то есть то, как меня
воспринимают окружающие;образа реального Я, то есть образ Я в сравнении с
другими; образа идеального Я, в который входят те способности и качества
личности, которые в наибольшей степени отвечают ее ценностям и устремлениям. Формирование
Я-концепции у воспитанников происходило одновременно с познанием окружающих,
для этого педагоги на занятиях использовали метод «принятия роли». Система
воспитательной работы строилась на следующих уровнях:общешкольная деятельность,
работа педагогов с детскими коллективами, деятельность объединений,
индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями. Технология
управления ШГЭР для решения задач по успешной социальной адаптации
воспитанников включает следующие виды деятельности: -
мотивационно-целевую,
предполагающую использование разнообразных форм проведения педагогических
советов, заседаний, родительских собраний; -
информационно-аналитическую,
включающую анализ окружающего социума, обеспечивающую прогнозирование текущих
изменений в деятельности педагогического коллектива; -
планово-прогностическую,
предполагающую разработку отдельных программ ШГЭР, реализация которых позволила
своевременно вносить необходимые коррективы в концепцию и программу развития
школы; -
организационно-исполнительскую,
предполагающую систематическую диагностику по выделенным ранее показателям
личностного развития детей и уровней их адаптации; -
контрольно-регулировочную
за уровнем адаптации воспитанников. Педагогами
и педагогом-психологом школы разработана и апробирована система мер,
направленных на ускорение процесса социальной адаптации, а именно:
психологическая поддержка детей; психологическая поддержка педагогов; изучение
индивидуального стиля отношений родителей и детей. Деятельность
педагогов по психологической и педагогической поддержке детей направлена на
оказание им оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с
физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении,
эффективной межличностной коммуникацией, индивидуально-творческим выбором.
Педагоги, заботясь о психологическом здоровье, которое предполагает внимание к
внутреннему миру, к их чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям
и знаниям, их отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, способствуют
эффективности адаптивного процесса. Тематика психологических бесед с детьми
направлена на изучение личностной сферы, на развитие познавательной среды,
формирование «Я концепции». Психологическая
работа с педагогами складывается из трех компонентов: -
психодиагностика
педагога; -
психологическая
профилактика, направленная на изучение внутреннего мира его индивидуальных и
возрастных особенностей и на поддержание эмоциональных сил педагога; -
психологическое
просвещение посредством системы психолого-педагогических семинаров. Дела
– это групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично
вливается в деятельность. Основная задача педагога – находить с каждым воспитанником
пути преодоления трудностей в процессе адаптации. Таким
образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ШГЭР за время работы
развивается адаптивная структура, решающая задачи по социальной адаптации
воспитанников посредством создания в учебно-воспитательном процессе
организационных, мотивационных, кадровых, научно-методических,
материально-технических условий, способствующих успешной адаптации
дошкольников. Благодаря
специально организованному обучению в школе у воспитанников сформировались: -
новая
внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой
и общественно оцениваемой деятельности; -
в
личностной сфере – произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых
качеств; -
в
познавательной сфере – умение обобщать, анализировать,сравнивать; -
в
сфере деятельности и общения – умение учиться у взрослого, регулировать свою
деятельность. Перечисленные
компоненты являются центральными в обеспечении успешной социальной адаптации
детей и их психологической готовности к обучению в основной школе. Дети,
посещающие ШГЭР, отличаются широким кругом интересов, которые носят более
продуктивный деятельный характер. Знания, умения, навыки у воспитанников
устойчивые, отвечают требованиям модифицированных программ. Воспитанники ШГЭР
«Буратино» поступают в гимназии, учатся успешно, а в некоторых показателях
интеллектуального развития опережают сверстников. Благодаря применению в ШГЭР
системы измерения психофизиологической, социально-психологической, учебной
адаптации, системы регулирования и контроля адаптации, адаптивный процесс в
общеобразовательных учреждениях у детей, посещавших школу
гуманитарно-эстетического развития «Буратино», проходит более успешно. Воспитанники после окончания школы «Буратино» продолжают посещать Центр детского творчества, занимаются в творческих объединениях английского языка, хореографии, вокала, художественного труда. | |
Просмотров: 3353 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |