Главная » Статьи » Мои статьи |
«Оригами – форма развития творческой личности» Н.В. Колыхалова, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» г.Бузулука Одной из важнейших областей духовной жизни человечества является искусство, которое в художественных образах отражает разные стороны человека и его бытия. Умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, творчески мыслить очень важно специалистам, работающим в легкой промышленности, так как каждый из них в своей области причастен к созданию предметов, являющихся частью окружающей человека предметной среды. Декоративное искусство - одна из областей пластического искусства. Декоративное искусство вместе с архитектурой формируют окружающую среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства. Оно имеет свой особый художественный смысл и свою образность и вместе с тем предназначено служить человеку в его быту. В единстве того и другого его сущность и специфика. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть выполнены из самых различных материалов: дерева, глины, ткани, бумаги и т.д. Среди детей и подростков все большую популярность приобретают объединения декоративно-прикладного направления, где дети не только расширяют свой кругозор, развивают воображение, воспитывают вкус, но и овладевают практическими навыками, которые пригодятся в жизни. Время, отданное художественному прикладному творчеству, оставит заметный след в духовной жизни воспитанников, даст прекрасную разрядку и активный отдых. Следует отметить определенное положительное влияние занятий художественным и декоративно-прикладным творчеством на психическое и физическое здоровье человека. Не случайно в современной медицине все большее распространение получает термин «арттерапия». Речь идет о восстановлении и поддержании здоровья с помощью занятий искусством. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является оригами. История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Официальной датой появления бумаги в Китае считается 105 г. н.э. китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Несмотря на это в 7 в н.э. странствующий буддийский монах Дан-Хо добирается до Японии и передает секрет «бумагоделанья». Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794-1185 гг), в эту эпоху бумага, сделанная ручным способом , была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» - «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори- ками»). Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути- Момояма (1573-160 гг) и Эдо (1603-1867 гг) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них - японский журавлик - традиционный символ счастья и долголетия. Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы стали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой, цветком ириса. Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль. Во время второй мировой войны, когда он был служащим военного завода, у него созрело решение заняться оригами профессионально. Много лет пришлось ему бороться с трудностями жизни, почти нищетой, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Появление этих значков было равносильно изобретению нотных знаков в европейской музыке. К Мастеру пришли известность и заслуженная слава. В течение нескольких лет японское министерство иностранных дел посылало его за рубеж в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов. Важная особенность оригами - практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Мы, европейцы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок! Несложные приемы складывания и знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой, цветком ириса. Занятие оригами представляет собой большую ценность с точки зрения педагогики, так как оно: - развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания; - развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме; -знакомит с основными геометрическими понятиями; - улучшает способность следовать устным инструкциям; - развивает уверенность в своих силах и способностях - неуспевающих на уроках оригами не бывает; - помогает развитию чертежных навыков; - стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память; - учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно; - развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений; - стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело; - расширяет коммуникативные способности; - позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры. Учитывая все вышеизложенное, при разработке образовательной программы декоративно-прикладного направления «Город мастеров» нами был выделен отдельным блоком раздел «Оригами», который рассчитан на 36 часов и включает в себя изучение теоретических и практических основ искусства складывания из бумаги. При составлении учебно-тематичекого плана были учтены календарные российские и японские праздники. В реализации программы принимают участие дети младшего школьного возраста. Каждое занятие рассчитано в среднем на сорок минут. При работе с первоклассниками каждое занятие разбивается на две части, в перерыве между которыми дети занимаются другим видом деятельности (игра, общение со сверстниками и педагогом др.). В конце каждого занятия даются домашнее задание и рекомендации для самостоятельной работы. В процессе изучения учебного материала дети знакомятся с историей возникновения искусства оригами, техникой исполнения классических и авторских моделей, приемами складывания бумаги, учатся читать чертежи, складывать известные модели и изобретать новые. По мере освоения учебного материала дети переходят к изучению модульного оригами - в этом случае конструкции собираются из нескольких одинаковых деталей, модулей. Модули обычно не склеиваются, а просто вставляются друг в друга. На занятиях оригами используются разнообразные методы и приемы: демонстрация, рассказ, сюжетный метод (сказка-оригами при закреплении изученного), создание ситуации успеха, соревновательные моменты (летные соревнования при изучении моделей самолетов), игра (эстафета с шариком при изучении модели вороны), элементы исследования («...что получится, если в самом начале работы боковые стороны квадрата сгибать не к центральной вертикали, а немного от нее отступить?») др. Каждое занятие завершается подведением итогов - выставкой детских работ. Приобретая опыт складывания, дети начинают самостоятельно творить собственные модели. Каждая попытка получает поддержку и одобрение. В некоторых случаях педагог делает чертеж детских работ с тем, чтобы воспитанники могли продемонстрировать свои работы, а также, чтобы в последствии без проблем можно было воспроизвести придуманную ребёнком фигурку. Для этих целей в объединении имеется папка «Изобретения». В качестве перспективных линий развития объединения по направлению «Оригами» можно назвать следующие: повышение качества изготовляемых изделий, новые формы образования, интересные находки, моделирование с помощью компьютера, реализация творческих проектов, создание инновационной среды, возможностей для творчества и инициативы, вариантность форм, методов и технологий воспитательной работы. Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что занятия оригами способствуют формированию и развитию творческого потенциала личности детей и подростков, воспитанию любви к прекрасному, интереса и уважения к иностранной культуре и искусству, творческой самореализации воспитанников. | |
Просмотров: 2499 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |