Главная » Статьи » Мои статьи |
Опыт использования здоровьесберегающих технологий на занятиях «История моды» в театре моды «Юнона» Яковлева Елена Алексеевна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр
говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий
счастливее больного короля». Закономерно возросло внимание и к здоровью детей,
потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель
благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию,
но и дающий точный прогноз на будущее. Естественно, что педагогическая общественность все
больше осознает, что именно педагог может сделать для детей в плане сохранения
здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим
образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба
здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих занятиях. Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями
(ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых
в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ
связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к
здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии,
которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов,
обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном
процессе. В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье
ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод
требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о
гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества». Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что
задача любого учителя, в том числе и педагога дополнительного образования,
состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества
и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие
формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию»
собственного здоровья. И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих
методах и приемах, которые используются мною на занятиях театра моды «Юнона». Так, в процессе изготовления коллекционного ряда, я
часто использую разные техники декоративно-прикладного творчества – это и
некоторые виды вязания крючком, макрамэ, валяние, скрапбукинг, квиллинг,
аппликация из ткани, вышивка, декорирование. Самое важное, что они позволяют
эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя
работу по формированию активной творческой личности, с которой можно
продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни. Во–первых, занятия любым видом декоративно-прикладного
творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что
существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится
лучше. Во-вторых, на занятиях я не ограничиваю фантазию
ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то
неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее
интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает
практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных
действиях. Поэтому, с одной стороны, творчество – это возможность
для ребенка выразить свое «Я» в явной адресной форме. Понимание этого побуждает
его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус,
изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные
характеристики в изготовленное изделие. С другой стороны на занятиях «История моды» – я
приобщаю детей к народной культуре. По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и
любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время, когда образцы массовой культуры других
стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит
проблема нравственного здоровья учащихся. Нравственное здоровье – это внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а
вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности
имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена
особая, главная роль. Подчеркивая значение искусства для разностороннего
развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень
широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только
воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли,
и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания,
воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то
художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих
всестороннему и гармоническому развитию личности». Народное искусство, включая все его виды, обладает
большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный
заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в
победу добра и справедливости. На своих занятиях я знакомлю детей с народным
творчеством народов мира, показывая
красоту костюмов и одежд – ту всемогущую любовь к жизни, которая
заложена в ней. А если ты и сам без остатка, до самого донышка своей души
влюблен и предан нашему русскому декоративно-прикладному искусству, то,
наверное, можно представить, какой огромный энергетический потенциал получают
дети на таких занятиях. По своему опыту могу сказать, что знакомство с
историей костюма не только доступно детям, но и вызывает у них желание
поучаствовать в процессе изготовления костюмов – от русских, до японских.
Наблюдая за детьми во время занятия, я вижу по их лицам, какое чувство
удовлетворения они получают от своей работы, когда зарисовывают эскизы костюмов
различных народов, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не
количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями,
впечатлениями от них. Поэтому занятия в театре моды «Юнона», как одним из видов
декоративно-прикладного творчества, должно «увлечь детей, взволновать их, а,
взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский»
в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без
наслаждения абсолютно не реально, не достижимо». Задачу формирования у детей осознания ценности
здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее
распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности. Программа «История моды» отвечает требованиям для
осуществления инновационного проекта. Она педагогически целесообразна, так как
приобщает детей к здоровому образу жизни, к пониманию значимости здоровья на
всю будущую жизнь. Также программа научно обоснована (с позиций физиологии
человека), так как учитывает внутреннюю (генетическую) потребность ребенка к
творчеству. Определили цель инновации - внедрение в
образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая
состоит в сочетании нового комплексного подхода к организации образовательного
процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии и
принципами здоровьесберегающей педагогики, а также системой
психолого-педагогического сопровождения детей, которая применяется: в виде
витаминопрофилактики и формирования культуры здорового образа жизни. В течение 2010-2013 учебного года я изучила
методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое
обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе в театре
моды «Юнона», разработала методические рекомендации «Развитие творческих
способностей» по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения, в 2013
году выступила на педагогическом совете с темой: «Законы колористики – ключ к
красоте, здоровью и предупреждению негативных явлений среди детей», с этой же
темой в 2013году поучаствовала во всероссийском интернет-проекте
«Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки», совместно с педагогом
организатором клуба по месту жительства «Космос», разработали и опробировали
программу профильного образовательного компанента в рамках творческой смены
«Мир красоты и здоровья», для детей театра моды. Для родителей оформлен стенд,
где ведётся пропаганда здорового образа жизни. Для активизации и отдыха детей на занятии, а также для
предупреждения и снятия утомления
предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные и
кенезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Также я использую на занятиях элементы арт–терапии,
так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих
технологий. Арт–терапия – в основе её лежит творческая
деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом,
позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую
ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной
труд,арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает
понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает
в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая
деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача
арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через
творчество и в повешении его способностей. Использование арт-терапии на занятии, создаёт
положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы
коммуникаций, вызывает эмпатию среди детей, даёт положительные результаты в
развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей,
способствует творческому самовыражению. Форма здоровьезберегающих технологий применяемых на
занятиях: - рациональное чередование учебной и досуговой
деятельности; - индивидуальное дозирование объёма сложности; - мониторинг состояния содержания мастерской и
инструментов; - беседы и просветительская работа с детьми. Давно известно, что игры активизируют процесс
обучения. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими
методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить
мотивацию на изучение истории костюма, поддерживать интерес, увлеченность
процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный
эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для детей, игры –
это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны: - подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание); - игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и
выполняют условия игры); - диалоги. Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть
волшебниками; как они сами говорят, «играть в сказку». Почему сказка любимый
детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное
психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье»,
переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего
значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится
неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии) Но как бы велико ни было значение сказки для
поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве
терапевтического средства на занятиях. Огромные возможности для поддержания душевного
здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным
направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях.
Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в
крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит
к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут
восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы
уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали
под колыбельную песню. Звучание музыки при выполнении задания на занятии дает
возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Музыкальное сопровождение проходит в тесном контакте с темой занятия. Индийский
костюм невозможно изучать без индийской музыки и танцев и т.п. Таким образом, правильно организованные (с позиции
здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в
духовном развитии обучающихс, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка
происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому
обогащение детей опытом эмоционального отношения к действительности является
важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Известный советский писатель Василий Белов в своей
книге «Лад» высказывает такую близкую мне мысль: «Каждый ребенок хочет играть,
то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из
нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?
Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего
лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)». Пробудить заложенное в ребенке творческое начало,
научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве
для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих
сил и способностей, организуя свои занятия в театре моды «Юнона». Конечно,
задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если
каждый из нас, педагогов, задастся этой целью, и будет стремиться к ней;
выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее. | |
Просмотров: 2919
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |