Главная » Статьи » Мои статьи |
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей Ретуева Юлия Александровна педагог дополнительного образования второй квалификационной категории
«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому, что рисунок составляет основу искусства» К. Брюллов Рисование
является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического
восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой
деятельностью ребенка. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего
эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Современные психолого-педагогические
исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития
личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного,
эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для
совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции
двигательных навыков, пространственной организации и т.д. Освоение как можно
большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об
изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят
на традиционные и нетрадиционные. В первом
случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором
затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой,
и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Все дети любят
рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не
получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование
карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных
навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков
быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий
рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить
изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался
изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые
создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Именно нетрадиционные
техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в
изобразительной деятельности. Данные техники рисования
помогает детям почувствовать себя свободными,
раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и
материалами сделать трудно. Рисование необычными материалами и
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, это, как
известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного
творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует;
интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его
сущность, характер, индивидуальность. Можно сказать, что нетрадиционные
техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке
чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего
мира, ребенок получает возможность выбора. На занятиях, по изобразительной
деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается
ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический
вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет
как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном
контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость,
вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует
положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение
у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом
рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу,
роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников,
у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень
важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед. Техники изображения могут способствовать
ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное
рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он
сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник
изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических
процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Многие виды нетрадиционного рисования
способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если
чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания
деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе
нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда
движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более
тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию
познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы
дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к
школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать
определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать
размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу,
доводить начатое до конца. Все дети с успехом справляются с
выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно
приступать к изучению других техник и приемов. Данные занятия по рисованию могут
проводиться воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного
образования, родителями, учителями начальных классов, студентами педагогических
колледжей. К нетрадиционным техникам рисования
относятся: - «Монотипия»; - «Печатание
листьями»; - «Рисование
нитками»; - «Восковые мелки
и акварель»; - «Граттаж»; - «Кляксография»; - «Рисование
кляксами»; - «Набрызг»; - «Рисование
руками, ладонью, кулаком, пальцами»; - «Мятый рисунок»; - «Рисование по
стеклу»; - «Рисование
методом тычка»; - «Оттиск поролоном,
пенопластом, печатками, смятой бумагой»; - «Пуантилизм». Каждый из этих методов – это маленькая
игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях
нетрадиционной техникой рисования ребёнок учится думать, творить,
фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять
свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Научившись выражать свои чувства на бумаге,
ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость,
страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится, он уверен, что получится, и получится
красиво. Каждый из перечисленных выше приемов может
быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой
техникой рисования. Многолетний опыт работы показывает, что именно нетрадиционные
техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и
воображения. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию
воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном
рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать,
чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием
нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания. Если мы сумеем сохранить и пронести детское
восприятие мира через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар, то сможем
видеть всю красоту этой жизни, уметь радоваться ей и стремиться создавать её
своими руками! | |
Просмотров: 9293 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |
| |