Главная » Статьи » Мои статьи |
Побежимова В.В., педагог дополнительного образования МОБУДОД «ЦДТ «Радуга», первая квалификационная категория
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Народное искусство не изучалось, не воспитывалось должное отношение к нему как к народному достоянию. В настоящее время происходит подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чуждых русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Проблемы страны политического, социально-экономического характера, резкий отказ от опыта прошлых поколений незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Как сказал академик Ю. Г. Круглов: «То, что складывалось веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнители» приказывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Достоевского, и Толстого. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды – сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги». Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как народная культура. Основные задачи воспитания – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью. Специалисты правомерно отмечают, что верность традициям должна учитывать реальное развитие общества, новые веяния времени. Педагог должен обладать знаниями традиций праздничной, художественной культуры, ненавязчиво и бережно вводить детей в мир народной культуры. Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Народная культура становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Благодаря стараниям опытных педагогов, хранителей и собирателей народных песен, мастеров народных промыслов, к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный. Как бы не отражал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке, ясно – это все от души. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора. Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у наших предков были Солнце, Земля – кормилица, хлеб – батюшка, воспетые в древних закличках, приговорках, песнях. Фольклор близок нашим детям. Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное народное творчество помогает подготовиться к фольклорным праздникам, к драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Наши дети с удовольствием посещают занятия фольклорного ансамбля, где разучивают народные песни. По словам Д.И. Шостаковича, народная музыка «очищает дух». Если дети с раннего возраста слышат и поют народные песни, играют и танцуют под эту музыку, его слух осваивает мелодические интонации и ритмические особенности. Впоследствии музыкальный опыт скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности. Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный уровень наших детей. Народный фольклор – средство нравственного этического и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое мышление. Основные формы приобщения детей к культурному наследию: - знакомство с малыми формами устного народного творчества; - праздничные посиделки; - познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей; - посещение краеведческих музеев; - экскурсии, целевые прогулки по городу; - чтение и драматизация народных сказок; - проведение календарных народных праздников; - знакомство с народными промыслами (Хохлома, Городецк, Палех, Дымка.) Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту. Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень, хвастовство и восхвалял ум, находчивость. Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей. В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи, развивают ловкость. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеёк», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развиваются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры - огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника. С детьми я проводила такие праздники как «Домовёнок Кузя», «Кузьминки», «Масленица», «Пасхальный перезвон», где дети одетые в русские национальные пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В рисунках своих, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце. Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности. Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет, проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен своей историей, прошлым, традициями, памятниками. Эта работа кропотливая и постоянная помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, принятый в 2009 году, говорит о том, что цель современного школьного образования состоит в воспитании нравственных, инициативных и ответственных граждан. Данные качества понимаются, как следующий набор психологических характеристик: осознание ценностей жизни и мнения других людей, понимание, что люди различаются между собой, определение процветания Отечества как безусловной ценности, патриотизм, вера в Россию, принятие общих духовных и гражданских норм граждан России, осознание ценностей семьи и др. Педагогам дополнительного образования следует руководствоваться данным стандартом, как некой инструкцией для определения тех качеств, которые следует развивать в школьниках с самого начала их обучения. Работая по программе «Живая и поныне старина» я убедилась, что изучение народных промыслов способствует реализации программы духовно-нравственного образования учеников младших классов, указанной в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Изучение именно сложившихся в историческом развитии (и на данный момент, к сожалению, почти исчезнувших из-за все большей урбанизации и стандартизации жизни человека) промыслов различных народов выбрано не случайно. Изучение данной темы приводит к тому, что ребенок становится носителем некоторых качеств, приведенных выше. Изучение промыслов разных народов ведет к осознанию того, что его может заинтересовать не только свой народ, из чего следует понимание, что существуют другие люди, отличные от него, которые обладают своими качествами, и эти качества имеют такое же право на существование и признание, как и качества самого ребенка и его народа. Так, для русского ребенка будет особенно полезно изучение промыслов народов Поволжья: башкир, татар, чуваш и других неславянских народов, поскольку тогда школьник сможет понять, что каждый народ уникален и предвзятое отношение к национальным особенностям других народов является абсолютно нелогичным. Посредством приобщения к народным промыслам ребенок усваивает факт различий между людьми не только в их физическом проявлении, но и во внутреннем мире разных этнических групп. Так, например, ребенок-осетин сможет понять, что он и представитель финнов-ингерманландцев думают по-разному, мыслят разными категориями, и в этом нет ничего плохого. Кроме этого, вышеупомянутый ребенок сможет осознать, что у него и у представителя другой нации существуют и общие взгляды, на основе которых строится фундамент общего государства, которое и тот, и другой считают своим – России. России как единого пространства, в котором объединены представители самых разных народов, у которых, тем не менее, существуют общие взгляды. Таким образом, изучение народных промыслов поможет развить духовное единение россиян разных национальностей. Кроме этого, можно отметить, что изучение народных промыслов приведет не только к осознанию ребенком своей принадлежности к России, но и увеличит уровень любви к ней, благодаря рефлексии над ее уникальностью как территориально-духовного образования, объединяющего под своим крылом множество самых различных наций, народов, этносов и культур. Помимо осознания себя как часть единого большого целого (России), ребенок может понять важность семьи в становлении человека. Из-за того, что народные промыслы в основном были основаны на семейном труде, ребенок осознает важность семьи, что тоже является одной из целей образования по программе ФГОС. Следует также отметить, что посредством изучения народных промыслов ребенок узнает больше об истории страны, что является особенно важным в контексте исторического образования школьника. Приобщение к народным промыслам поможет ребенку развить свои эстетические чувства, любовь к прекрасному. На мероприятиях по программе «Живая и поныне старина» учащиеся понимают, что истоки художественного воплощения и развития идут от природы, которая не бывает застывшей, а поражает многообразием форм, видов, красок, оттенков, изменчивостью и преображением. Вечно живая природа помогает детям преодолеть косность и побуждает их к деятельности, к творчеству, к художественному созерцанию и осмыслению окружающего мира. Дети постигают его красоту через восприятие художественных произведений, так закладываются, по моему мнению, основы культуры, удовлетворяется потребность ребенка выразить и объяснить собственным творчеством естество природы, приобщиться к Вечному и Непреходящему. При проведении мероприятий используются следующие принципы: - последовательное обучение от теории к практике (основные законы, правила и навыки усваиваются детьми при выполнении учебных работ и упражнений и затем сознательно применяются в творческих работах); - использование различных форм занятия и, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления; - разнообразие творческих заданий; - поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей. Указанный мной опыт работы соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий духовно-нравственное развитие учащихся. Нравственные диалоги со школьниками позволяют им углубиться в осмыслении этических категорий и понятий о ценностях духовно-нравственной жизни человека. В настоящее время это особенно важно. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным обществом. Работая в данном направлении, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества. Резюмируя, необходимо сказать, что изучение народных промыслов является очень важным и интересным для ребенка проектом, поскольку при должном уровне проведения приведет к тому, что ребенок сможет сформировать в себе базис для будущего становления настоящим гражданином России: патриотичным, толерантным и нравственным. | |
Просмотров: 16567
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |