Главная » Статьи » Мои статьи |
«Методические особенности занятий в аспекте реализации ФГОС» Самсонова Елена
Алексеевна педагога дополнительного образования, первая квалификационная категория В
современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности
недостаточно передать ученику готовые знания. Необходима самостоятельность в
обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует
сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать
превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах
человеческой деятельности. Главное отличие классического обучения от
обучения по новым стандартам заключается в том, что педагог не просто передаёт
знания, а учит детей самим добывать их посредством овладения умениями
универсальных учебных действий. Умения учиться предполагает полноценное
освоение детьми всех компонентов учебной деятельности, включая: - познавательные и учебные мотивы; - учебную цель; - учебную задачу; - учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование, контроль и оценка). Виды
универсальных учебных действий: - познавательный; - регулятивный; - коммуникативный. - личностный. Познавательные
универсальные действия включают: обще учебные, логические, а также
постановку и решение проблемы. УУД обще учебные: - самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой
информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение
речевого высказывания; - смысловое чтение как осмысление цели
чтения; - постановка и формулирование проблемы; Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения
признаков; - синтез – составление целого из частей; Выбор оснований и критериев для
сравнения… Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные
универсальные действия обеспечивают организацию воспитанникам своей
познавательной деятельности. Развитие
регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и
деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять
планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя
соответствующие средства. К регулятивным УУД относятся: - целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества
и уровня усвоения; - волевая
саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к
выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные
универсальные действия рассматриваются как смысловой аспект общения и
социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до
сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности),
налаживания межличностных отношений и др. Личностные УУД обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умения
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. С учётом новых государственных
стандартов применяю следующие этапы
занятия: - организация начала занятия, цель
которого – настроить детей на творческую работу и восприятие нового материала; - постановка проблемы (подведение к
теме, формулирование темы); - мотивация (формирование ожиданий
воспитанников); - анализ этапов изготовления изделия; - практическая работа (включает в себя
минутку взаимопомощи и динамическую паузу); - рефлексия (самооценка и оценка
проделанной работы). Новый стандарт
в профессиональной среде называют «три новых Т» - требование к
условиям, требование к структуре образовательных программ и требование к
результату. Если раньше
интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он
часов пробыл в школе, теперь вопрос «сколько» уходит, и требования
предъявляются, каким он стал после
того, как он прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он
умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению в практике тех знаний. | |
Просмотров: 1187
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |