Главная » Статьи » Мои статьи |
Канзаши – форма развития творческой личности Кибиткина Т.А., педагог дополнительного образования МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» Творческие люди всегда ценились в нашем мире. Рутинную работу может сделать кто угодно, а вот придумать и создать что то такое, что выходит за рамки обычного получается далеко не у каждого. Творчество – деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей, а также то, что создано в результате данной деятельности. Творческую личность характеризуют творческие способности (или креативность) - умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Данный опыт может быть получен из общения с природой, культурным наследием предков, а также из общения с окружающими людьми. Оценить уровень развития творческих способностей личности можно по следующим критериям: беглость (легкость, продуктивность) – генерирование большого количества идей за единицу времени; - гибкость – способность быстро переключаться с одной идеи на другую; - оригинальность – необычные идеи, отличающиеся от общепринятых; - точность – детальная разработка возникших идей. Творческие способности получают свое развитие лишь в деятельности. Одним из таких видов деятельности является декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции и включая новые области рукоделия. К таким областям можно отнести канзаши – технику изготовления украшений из атласных лент. Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. Изначально, слово и иероглиф «канзаши» обозначают шпильку для волос. Само слово «канзаши» произошло от сложения двух слов «ками» - «волосы» + «сасу» - «втыкать». Существует несколько видов данного искусства. Особое место среди них занимают Hana kanzashi – цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются из квадратов шелковой или атласной ткани с использованием методов оригами. Каждый свернутый квадрат ткани превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью нити. Цветы из этих сложенных лепестков ткани могут состоять от 5 лепестков и больше, в зависимости от конкретной композиции. В наше время элементы канзаши используются для украшения аксессуаров для волос, фоторамок, фотоальбомов, в качестве брошей, для создания настенных панно и т.д. В дополнительном образовании данный вид декоративно-прикладного творчества распространен мало, поэтому возникла необходимость в написании дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа «Ленточное чудо», являясь прикладной, имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа включает в себя материал, который может быть освоен детьми разного возраста в одном месте и в одно время. Занятия детей канзаши открывают возможность для глубокого и осмысленного их творчества. Рационально-интуитивные действия, производимые с лентой, позволяют ребенку одновременно складывать руками из ткани «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум. Отличительной особенностью программы является то, что результат каждого занятия обучающихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий. Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми. А это стимулирует их развитие. Свои работы дети демонстрируют на школьных выставках и в рамках объединения. Это способствует процессу их самосовершенствования – видя работы других, воспитанник сравнивает и стремится к большему. Развивать творческие способности можно как в индивидуальной деятельности, так и в коллективной. Большинство занятий по программе предполагает индивидуальную работу. Но взаимопомощь всегда присутствует. Так как программа состоит из 4 разделов, итоговым занятием каждой части является творческое задание. Перед воспитанниками ставится задача, и каждый самостоятельно старается ее выполнить, используя полученный опыт и опираясь на творческие способности. По окончанию выполнения данного задания, дети презентуют свое изделие. Также в содержании программы на второе полугодие запланированы коллективные работы, когда каждый воспитанник сможет внести творческий вклад в общее дело. Работа в коллективе – важное умение, которым должен обладать каждый ребенок. От этого зависит и его творческое развитие. Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных украшений, но и полноценный вид декоративно-прикладного искусства, способствующий развитию творческой личности. | |
Просмотров: 3401 | Комментарии: 11
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |