Главная » Статьи » Мои статьи |
Использование
фольклора в патриотическом воспитании детей и подростков Колыхалова
Н.В., педагог-организатор муниципального образовательного бюджетного учреждения
дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Радуга» «Русский народ не
должен терять своего нравственного авторитета среди других народов -
авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны
забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,
живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев). Возросший
интерес к национальной культуре – яркая примета нашего времени. Актуальной
стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России,
национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.
Декоративно-прикладное искусство, фольклор, устное народное творчество органично
вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные
традиции в целостности. Они содержат в себе огромный потенциал для освоения
культурного наследия, так как донесли до сегодняшнего дня практически в
неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Известна
истина: что заложено в начале жизни, то остаётся в человеке навсегда.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере
подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных
наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с
интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно
тонким делом. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных
средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за
жизнью. С
возрождением народных традиций мы по-новому начинаем относиться к старинным
праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков. Проблема
ценностной ориентации в воспитании патриотизма у молодого поколения остро
встала в связи с социально-экономическими преобразованиями в России, с
развитием рыночных отношений. В современных условиях радикальной трансформации
общественных отношений, вызванной утратой духовно-нравственных ценностей и
ориентиров, все более возрастает значение потенциала народной педагогики как
фактора реализации национальной концепции воспитания. Сущность этнокультурного воспитания заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, её культуры, самосознания на основе преемственности поколений с учётом современных изменяющихся условий. Этнокультурное обучение рассматривается, как модель межпоколенной трансляции традиционной культуры, называемой условно «фольклорной моделью обучения», суть которой заключается в проживании народных традиций, обычаев, обрядов, праздников. В
практической работе суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье,
к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех,
кого зовут соотечественниками. Народное
творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития детей и
подростков, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как
средство патриотического воспитания, в частности. Патриотическое
воспитание подростков на этнокультурных традициях на личностном уровне
способствует национально-культурной идентичности и повышает межкультурную
толерантность, а на социальном - обеспечивает сохранность культуры народа как
исторически устойчивой целостности. Молодое
поколение, погружаясь в мир народной культуры и усваивая ее
ценностно-нормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее
реализует себя в других этнокультурных средах. Патриотическое воспитание
формирует системное качество личности, обеспечивающее ее целостность и
самотождественность, позволяющее осознавать индивидуальность и одновременно
ощущать себя частью общности «мы» - народа, страны, мира. Постижение
подростками этнокультурных традиций и ценностей активизирует формирование
индивидуально-личностных смыслов жизни, способствует духовно-нравственному
самоопределению личности, обеспечивает молодого человека адаптационными
ресурсами для успешной социализации и самореализации в сфере образовательной и
культурно-досуговой деятельности. Однако
сегодня педагогические резервы этнокультурных традиций как средства
патриотического воспитания подрастающего поколения не используются в полной
мере, как в практике учреждений образования, так и в сфере культурно-досуговой
деятельности. В современном образовании недооценивается роль преемственности
этнокультурных традиций, что в конечном итоге тормозит развитие национальной
культурной самобытности региона. Культурно-досуговые учреждения, работая в
жестких условиях рынка, все больше специализируются в русле
зрелищно-развлекательных программ. В
сложившейся ситуации патриотическое воспитание предполагает концентрацию
ресурсов различных социально-культурных институтов в сфере дополнительного
образования, которое выходит за рамки государственных образовательных
стандартов и предлагает свободный выбор сфер и видов деятельности,
ориентированных на развитие и самореализацию личности. Одной
из основных идей работы клуба по месту жительства «Веселые ребята» является
создание условий для формирования и развития гражданских и патриотических
качеств личности посредством фольклора в рамках организации жизнедеятельности
клуба по месту жительства. Основными принципами воспитательной работы являются: - Интеграции – данный принцип реализуется в действиях, направленных на объединение всех воспитанников клуба, жителей двора и нашего коллектива, старшего и подрастающего поколений; и самое главное – интеграции личности ребёнка в социальное пространство жизни и пространство жизни народа. - Историзма – обращение к истории большой и малой родины является не только основой познавательной деятельности, но и важным условием духовного, творческого и социокультурного развития ребёнка. - Цикличности – развитие всего живого на земле, да и самой жизни происходит по этому принципу. В работе используется определённый набор форм, методов и средств, но обязательно с привнесением чего-то нового и неизвестного прежде, то есть предыдущая информация повторяется в развитии. На
протяжении шести лет веду работу в направлении изучения народного творчества,
воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным
традициям, целенаправленно веду работу по развитию творческих способностей
детей. В
своей практической работе по приобщению детей к истокам русской народной
культуры могу выделить следующие приоритеты: 1.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными - это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они -
часть великого русского народа. 2.
Использование всех видов фольклора (сказки, песни,
пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве
как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,
сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим
ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово,
музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички
звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому,
фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей. Русский
фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы,
скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами,
театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки,
театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный,
воспитательный и развивающий эффект. Так, прибаутки важны для воспитания в
детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи,
тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Небылицы
- это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные,
нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Небылицы развивают у
ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную
деятельность. Скороговорки
помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы,
знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Игровые и плясовые песни -
образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно
устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко
выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра
доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть
внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия
по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной
драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях. Загадки.
В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной
речи. Загадки использую в сценариях театрализованных представлений и
праздников. Хоровод
- это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами
театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность
напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В
сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно
в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном
представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и
царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш
сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы
помогают представить себя сильными, ловкими,
меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают
почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и
воспеть ее. 3.
Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются
накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен
года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти
наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека во всей их целостности и многообразии. Изучение фольклорных традиций
происходит через участие в праздновании (религиозных) церковных и народных
праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным
календарём. Так, например, отмечая Масленицу, воспитанники сначала знакомятся
со значением этого праздника в русской традиции, а затем разучивают песни,
хороводы и игры, сопровождающие этот праздник. Традиционно
проводим празднования встречи осени, Покрова, Масленицы, Рождества, Пасхи,
Красной горки. Ознакомление с работами мастеров прикладного творчества происходит на выставках и экспозициях краеведческого музея, на занятиях в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебный клубок», а также в личных встречах и беседах. | |
Просмотров: 6596 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |