Главная » Статьи » Мои статьи |
Интеграция основного и дополнительного образований в рамках реализации ФГОС Петенова Л.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОБУДОД «ЦДТ «Радуга» В рекомендациях по организации внеурочной деятельности
в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта в
Оренбургской области сказано: «Сегодня следует
максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В
условиях внедрения Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного
образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью
проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации,
социальной адаптации в учебное и свободное время». Интеграция
основного и дополнительного образований становится важным условием
перехода на новый образовательный стандарт. По большому
счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать
друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке
дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования»,
как зона ближайшего развития образования в России. С принятием ФГОС роль дополнительного образования
детей существенно возрастает. Наша общая
задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать
особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде
образования и научиться умело пользоваться ими. При этом будем помнить, что все
это нужно, прежде всего, нашим детям. Нормативная база: Федеральная целевая
программа развития образования на 2011-2015 годы, Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа», Указ Президента Российской Федерации о Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы нацеливает на интеграцию
основного и дополнительного образований. ФГОС содержит новые цели образования, новое содержание
образования, новые средства и технологии обучения. Все это вместе взятое
предъявляет новые требования к подготовке педкадров. Соответственно,12 педагогов дополнительного образования
ЦДТ «Радуга» прошли проблемные курсы, на
которых были рассмотрены вопросы: - включение ДОД в процесс реализации ФГОС начального
общего образования; - образовательная программа
как основа качества образовательного процесса в УДОД; - система оценки достижения
планируемых результатов освоения ДО программ в условиях реализации ФГОС; - Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования; - интеграция дополнительно и основного образования; - духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. В связи с переходом на новые стандарты
педагогическому коллективу пришлось многое переосмыслить. Поскольку изменились
требования к программам, пришлось пересмотреть содержание дополнительных образовательных
программ и разработать программы нового типа, которые бы отвечали современным
требованиям, а именно: -достижениям мировой культуры,
российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - были сопряжены с модернизационными процессами в
сфере образования; -соблюдали преемственность с базовым образованием; -соответствовали современным образовательным
технологиям, отраженным в принципах, формах и методах, средствах обучения,
методах контроля и управления образовательным процессом. Центр предлагает образовательным
учреждениям взаимодействие интеллектуальных, кадровых, информационных,
финансовых и материально-технических ресурсов: Интеллектуальное
обеспечение: - электронный информационно-методический
фонд (методические рекомендации, разработки открытых занятий, мероприятий,
сценариев педагогов дополнительного образования), 81 дополнительная
образовательная программа по 5 направлениям деятельности: - художественно-эстетическое; - физкультурно-спортивное; - туристско-краеведческое; - социально-педагогическое; - культурологическое. Информационные
ресурсы: -
картотека учебно-методической литературы и специализированных журналов; -
электронная почта raduga73-07@mail.ru
, ftp; -
банк данных ЭИМФ Учреждения 78 Гб информации; - сайт «ЦДТ «Радуга» www.cdt-raduga2012.ucoz.ru Кадровое
обеспечение: - профессиональный, стабильный и
творческий коллектив, который находится в постоянном творческом поиске с целью
раскрытия и реализации способностей, талантов воспитанников (70% педагогов с
высшим образованием; с высшей категорией - 22%, первой - 45%). Материально-технические ресурсы: - 12
оборудованных кабинетов, спортивный зал, компьютерный класс, оснащенный
мультимедиа проектором, экраном и сетью Internet на 15 человек; - фонд
учебно-методической литературы и периодической печати; - спортивный
инвентарь, туристическое снаряжение и др.
ЦДТ «Радуга» предлагает образовательным
учреждениям формы взаимообучения специалистов и обмена опытом: - мастер-класс «Применение инновационных
технологий в УДОД»; - семинар-практикум «Правила оформления
презентаций для публикаций в Интернете»; - семинар-практикум «Педагогический портфолио
как результат профессионального совершенствования педагога»; - мастер-класс «Программа
деятельности младших школьников «СМИД»; - мастер-классы по
декоративно-прикладному творчеству; - семинар «Использование деловых игр в учебно-воспитательном
процессе»; - заседание
круглого стола «Развитие творческих способностей детей методами проектной
деятельности»; - творческая мастерская «Технология
создания рекламных буклетов»; -мониторинг деятельности руководителей
кружков и объединений; - диагностический инструментарий к
дополнительным образовательным программам. Центр является организатором городского
МО педагогов дополнительного образования. Педагоги Центра приняли участие в
городском семинаре по обмену опытом в рамках внедрения ФГОС. Были даны открытия
занятия по внеурочной деятельности в школах №1 и №5. В 2012-2013 учебном году педагогами
Учреждения реализуются программы по внеурочной деятельности: - «Ленточное
чудо» - Кибиткина Т.А.; - «Паласная
вышивка» - Самсонова Е.А.; - «Чудеса своими
руками» - Гооге Т.П.; - «Живая и поныне
старина» - Барсукова В.В. На сегодняшний день ЦДТ «Радуга»
предлагает для совместной работы разработки программ, проектов и акций: - программы профильных смен; - программы по работе с детьми с
ограниченными возможностями; - проведение конкурсов, выставок,
праздников, утренников, концертов, познавательно-развлекательных и
спортивно-оздоровительных программ, конкурсно-игровых и программ семейного досуга. В рамках реализации ФГОС мы предлагаем различные формы сотрудничества: - совместная разработка и реализация образовательных, развивающих,
досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования
детей; - совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного
образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными
социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с
ограниченными возможностями здоровья. Наряду
с положительными аспектами внедрения ФГОС начального общего образования есть
проблемы, которые требуют решения: -
материально-техническая база не в совершенстве соответствует требованиям ФГОС; -
у педагогов возникают затруднения по разработке программ внеурочной
деятельности; - следует совершенствовать структурно-организационную форму
реализации дополнительного образования детей; - продолжить
работу по повышению квалификации педагогических работников; -
организовать обучающие семинары, семинары-практикумы по проблемным вопросам
внедрения ФГОС, реализации образовательных программ и программ внеурочной
деятельности; - совершенствовать маркетинговую деятельность по
изучению социального заказа на услуги ДО. Таким образом, результат интеграции общего и дополнительного
образования должен обеспечить: - необходимый уровень знаний, умений, навыков воспитанников и развитие их
эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств; - целостность всей образовательной системы и в то же время ее
многообразность; - решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и учащихся; - более активное использование инновационных педагогических идей,
образовательных моделей и технологий; - сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых
людей (из числа работников культуры, науки, производства), стремящихся работать
с детьми. В
процессе реализации программ дополнительного образования по внеурочной
деятельности формируется и дополняется портрет выпускника начальной школы. | |
Просмотров: 10462 | Комментарии: 4
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |