Главная » Статьи » Мои статьи |
Филатова М.В., методист первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории первой квалификационной категории
Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности: • личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус); • специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения). Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде: - абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов), - относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). Содержание и формы инновационной деятельности педагога дополнительного образования: 1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции. 3. Проведение учебных занятий в инновационных формах. К инновационным формам учебных занятий можно отнести:
4. Проведение мастер-классов для педагогов. 5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности. 6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»). Формы продуктов инновационной деятельности педагога: - учебные пособия; - методические разработки; - Интернет-выставки и экскурсии; - интерактивные модели; - мультимедийные продукты; - художественные и творческие работы; - участие в конференциях, семинара, матер-классах; - работа Web-сайтов педагогов. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы. Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.
| |
Просмотров: 16893
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |