Главная » Статьи » Мои статьи |
Инновации в работе с одаренными детьми Ганюшкин А.В., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Основная задача современного образования – выявление, развитие и поддержка таких детей. Как же найти и поддержать одарённых детей, а ещё и сопровождать их в течение всего периода становления личности? Сегодня психологи признают, что уровень и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Под способностями понимают индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого, а одаренность это – своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности. Высоких достижений в спорте позволяет достичь спортивная одаренность. Но нужно помнить, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой, системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности. Целью моей работы с одарёнными детьми является достижение ими высоких результатов в выбранном виде спорта. Эти результаты должны выявиться при участии в соревнованиях различного уровня и в получении высоких спортивных разрядов. Система моей работы с одарёнными детьми включает следующие составляющие: 1. Раннее выявление одарённости. В своей работе придерживаюсь следующего правила: чем выше эффективность первого этапа отбора, тем выше эффектность последующих этапов развития одаренности. Наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки. Но, важна ещё и роль внешней среды, в какой атмосфере воспитывались дети до прихода на занятия. В семьях, где родители поддерживают своих детей в различных видах деятельности, помогают, переживают вместе с ним победы и неудачи и где ребёнка научили быть самостоятельным, ответственным, организованным у него больше шансов достичь более высоких спортивных результатов. При тестировании физических качеств и психологических свойств личности использую такие методы, как наблюдение и анкетирование (опросник Стреляу (сила, уравновешенность и подвижность нервной системы), мотивация достижений). 2. Дифференцированный подход к обучающимся. На учебно-тренировочном этапе сопровождение одаренных детей строится с учетом их возрастных На одном занятии предлагаю разные нагрузки воспитанникам: в разном темпе, с разной частотой, временным промежутком, использую чередование форм и методов тренировок (игровой, соревновательный, повторный, переменный, круговой и т.д.), так как только так можно подвести ребёнка к ожидаемым результатам. 3. Формирование важнейших свойств личности. Ставя перед воспитанником конкретные и посильные задачи, задавая определенный В своей работе использую элементы технологии развивающего обучения, деятельностный подход, которые побуждают к самостоятельной работе, ориентируют на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают немало сил. Использую на занятиях средства самоконтроля, которые вынуждают воспитанников проводить самоанализ своей деятельности, делать выводы, искать причины неудач или успеха, ставить новые цели. 4. Поощрение. Поощряю детей за старание, даже если результат далек от желаемого, награждаю за участие, а не только за победу. Дополнительно стимулирую одаренных детей. Для этого изыскиваю возможность для участия их в учебно-тренировочных сборах и профильных лагерях, организую встречи со спортсменами. 5. Установление контакта и выстраивание доверительных отношений с воспитанниками вне занятий. Выстраиваю доверительные отношения с воспитанниками и вне занятий. Походы в лес, посещение соревнований, спортивных мероприятий помогают увидеть своих воспитанников с другой стороны, что затем использую на занятиях. 6. Привлечение родителей к поддержке деятельности детей. С самого начала занятий с детьми выстраиваю отношения и с родителями, ищу в их лице поддержку и понимание значимости и трудности выполняемой работы воспитанниками, привлекаю по возможности к проведению занятий и помощи в соревнованиях. Знакомлю родителей с индивидуальными планами детей, подключаю их к контролю выполнения детьми этих планов, отслеживанию динамики результатов достижений. Свою систему работы с одарёнными детьми я использую уже не один год. Результаты по такой системе работы как тренера и педагога дополнительного образования: многократные призёры и победители городских, областных соревнований, победители и призёры Российских соревнований, КМС.
| |
Просмотров: 1849
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |