Главная » Статьи » Мои статьи |
Игра в ансамбле как средство формирования музыкальных способностей обучающихся Абрамов И.В., педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Радуга» Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Характер музыкальных образов, эстетические переживания, вызываемые музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя. Песня не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. За мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии, не способствующей развитию слуха и интеллекта. Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка – вот сегодняшняя массовая культура. Современный вокально-инструментальный ансамбль выполняет разнообразные функции, главная из которых – воспитание гармонически развитой личности. Вот почему так важно, чтобы школьники научились не только петь и играть на инструментах, красиво и грамотно оформлять свои действия на сцене, но и формировать свою личность. Цель формирования музыкальных способностей обучающихся – это развитие творческого потенциала, коммуникативных навыков, нравственного становления детей. Поставленную цель по формированию музыкальных способностей обучающихся я достигаю через: – формирование основ сценической культуры; – развитие навыков сольного и ансамблевого исполнения, эстетического вкуса и исполнительской культуры; В процессе реализации программы «ВИА «Стимул», обучающиеся изучают основы музыкальной культуры; совершенствуют вокальное мастерство, осваивают игру на музыкальных инструментах, развивают слух, голос, чувств гармонии и ритма, музыкальную память. Обучающиеся учатся подстраивать исполнение своей партии к требованиям ансамблевого звучания, подбирать песни по слуху. Основным правилом подбора аккомпанемента по слуху является хорошее знание мелодии той песни, которую нужно подобрать. Дальнейшее зависит от того, как ребенок сумеет «вогнать» эту мелодию в рамки изучаемых гармонических последовательностей. Главную роль при этом играет слух. При реализации программы «ВИА «Стимул» используются музыкальные инструменты и мультимедийные устройства. Первостепенное значение в работе над индивидуальной техникой игры на инструментах имеют определенные упражнения, выполнение которых даёт наибольший эффект в стадии освоения технических элементов и приёмов игры. Только овладев в достаточной степени тем или иным техническим элементом, обучающиеся приступают к исполнительской работе над музыкальными произведениями, в которых данный технический приём игры используется. Единственное ограничение для занятий – возрастное, не раньше 12 лет, т. к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Важным условием обучения является подбор репертуара. Каждый последующий музыкальный номер включает в себя какие-то новые сложности, требующие теоретического осмысления и практического применения. Изучение нового произведения предполагает повторение пройденного, обращение к которому диктует творческая практика. Такие методические приёмы «забегания вперёд», «возвращение к пройденному», опора на систему усложняющихся творческих заданий придают объёмность последовательному и систематическому изложению материала в данной программе, что способствует лучшему её усвоению. При реализации программы большое внимание уделяется исполнительскому мастерству – работе над техникой исполнения, вокалу, репертуару. Индивидуальные задания дают возможность выровнять технические возможности всех обучающихся для участия в ансамблевом исполнении. При всей важности творческой практики, следует учитывать, что она являются средством достижения главной цели обучения – приобщение к коллективному аккомпанированию и исполнению песен. Исполнение песен являются одним из древнейших способов выразить свои чувства, эмоции, переживания, позволяет добиться эмоциональной разрядки, снимает нервное напряжение, утомляемость после уроков. В процессе занятий музыкой развивается творческое воображение, способность в песне передавать чувства, эмоциональное состояние. Занятия позволяют быстро и легко устанавливать дружеские отношения ребят друг с другом, что плодотворно отражается на психике ребёнка. Помогая детям развивать музыкальные способности, я тем самым даю им возможность самовыражения, самореализации, духовного роста. | |
Просмотров: 1576
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |