Главная » Статьи » Мои статьи |
Детское движение как фактор гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Какие ждут вас в будущем дела? В
реформируемом российском государстве стратегическая цель социального
развития сформирована как построение правового государства и
гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского
общества сегодня является воспитание гражданина и патриота.
Государственный заказ на воспитание личности, формирование её гражданско
- патриотического сознания определён в основополагающих документах
Российской Федерации и, прежде всего, в государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы» и «Концепции патриотического воспитания граждан Российской
Федерации». В них определены пути создания и развития государственной
системы патриотического воспитания.Об этом думать вы должны все чаще, И, если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна! Исходя из главной цели и вытекающих из неё конкретных задач гражданско- патриотическое воспитание призвано всеми средствами содействовать появлению у школьников чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества. Формирование гражданственности и патриотизма в современных условиях заключается в воспитании у подростков положительного отношения: - к своему Отечеству, к гражданскому обществу и правовому государству; - к гуманизму как принципу отношений между людьми; - к ответственности и долгу как норме общественного поведения; - к социальной активности; - к самому себе как свободной, трудолюбивой, наделённой нравственными качествами личности. Сюда же мы относим формирование: уважительного отношения к историческому прошлому своей Родины, к родному языку, привязанности к месту, где родился; стремления посвящать свой труд и способности процветанию Родины; готовности к выполнению гражданского и конституционного долга. Важнейшие признаки реального проявления патриотизма и гражданственности личности как нельзя лучшие проявляются в деятельности детских организаций и объединений. Они помогают детям осмыслить свои роль и место в жизни общества - в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности за результаты своего труда. Все это позволяет воспитать и развивать у подростков лучше человеческие качества, сформировать социально-нравственные ценности: уважение к родителям, любовь к Родине, миролюбие, ответственность перед близкими людьми, заботу об окружающей среде и др. Детские общественные объединения, возродившиеся после кризиса пионерской организации, вобравшие в себя лучший её опыт и традиции, эффективно работают в гражданско- патриотическом направлении, используя современные педагогические и методические подходы. Исследования, проводимые в самых различных группах детей (творческих, клубных, учебных, самодеятельных), доказывают, что современные дети и подростки характеризуются активным стремлением к объединению, к признанию их роли в обществе, к самостоятельному поиску путей самоутверждения в социальной действительности. За последнее десятилетие сложились два основных подхода в развитии форм детской самодеятельности. Это создание общественных объединений для детей и организаций самих детей. При этом взрослые оказывают определяющее влияние на содержание деятельности детей. Таким образом, можно различить два понятия: детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом руководстве взрослых, и детская общественная организация – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое (на основе Устава и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся. Эти два подхода не противоречивы, а один дополняет другой, оставляя право выбора за участниками общественных формирований, предоставляя возможность для реализации лидерских способностей в организаторской и творческой деятельности как детям, так и взрослым. В основе деятельности общественных объединений и организаций лежат два важных практических условия. Первое. Участники связаны друг с другом узами сотрудничества по мере роста их знаний и умений получают все большие права. Второе. Деятельность объединения или организации имеет характер конкретных дел, которые полезны самим участникам, коллективу, обществу. Данные стремления успешно реализуются в деятельности детских общественных объединений и организаций. Вот почему эффективно использование их усилий в деле воспитания патриота и гражданина. Детское движение имеет все возможности стать полем для воплощения социальной активности детей, истоком гражданственности, способствовать раскрытию творческого потенциала общества. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам. Особенно важно осуществление целенаправленного положительного воздействия традиций на учащихся начальных классов общеобразовательной школы, ибо фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте. Эффективность гражданско - патриотического воспитания в процессе обучения младших школьников зависит от совершенствования содержания образовательно-воспитательного процесса, создания целостной педагогической системы на базе консолидации семьи, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и общественности в этом направлении. Как же, опираясь на деятельность детских общественных объединений и организаций, формируются гражданско- патриотические сознание, отношение и поведение младших школьников, я покажу на примере действующей в ЦДТ «Радуга» детской организации «СМИД»(Страна мальчишек и девчонок), которая функционирует на основе интеграции учебно- воспитательного процесса начальной школы и дополнительного образования. Содержание программы деятельности младших школьников «СМИД» раскрывает широкие возможности для получения качественных результатов в воспитании патриота и гражданина своего Отечества. Для этого каждый год мальчишки и девчонки, а также взрослые (вожатые, учителя, родители, организаторы игры) вместе отправляются в увлекательное путешествие по 6 направлениям: - «Я и Отечество», « Я и Человек», «Я и Мир Знаний»; - «Я и Здоровье», «Я и Природа», «Я и Созвездие». Тематика этих путешествий в целях которых красной нитью проходит принцип воспитания патриота и гражданина, говорят за себя: - «60 добрых дел – 60-летию Победы!»; - « Адрес детства – родной Бузулук!» (посвященное 270-летию г. Бузулука); - « Мы – богатство наших Я!»; - « По дорожке, по бульвару, по всему земному шару!» и др. Одними из основных форм работы детской организации стали социально-значимые дела, полезные для детей, школы и окружающих. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Усилия организаторов, вожатых, учителей, классных руководителей, направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности. Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Мы убеждены в том, что важнейшей составной частью и результатом гражданского воспитания должно стать патриотическое воспитание, содержанием которого является знание истории, традиций, культуры российского государства, родного края, города и семьи. Проводится целенаправленная работа по воспитанию гражданско-патриотических качеств личности младших школьников через участие их в таких мероприятиях, как: - «Здесь Родины моей начало» ( по истории города); - познавательная игра «Краеведческая копилка»; - операция « Славим город родной своими делами»; - викторина «Знай и люби свой край»; - конкурс рисунков «Это наша Земля! », « Я иду по городу»; - «Нет Родины краше, чем та, где проходит детство наше»; - конкурс творческих работ «Вот мой дом родной»; - создание детской рукописной книги «Моя Малая Родина»; В своей работе мы используем такие приемы, как рисование генеалогического древа – изучение родословной « Я родом из детства», составление семейных альбомов. Это позволяет младшим школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Традиционно проводятся встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. Смидовцы поздравляют их с праздниками. Ежегодно ребята включены в такие операции: - « Ветеран живет рядом», « Долг», « Память»( забота о ветеранах, помощь, поздравления их на дому с вручением подарков, изготовленных детьми). Проходил городской конкурс плакатов « Завтра будет поздно», где учащиеся показали свое отношение к войнам на Земле. Об участниках этих событий смидовцы рассказали, участвуя в конкурсе « Память в моем доме» (сочинения, рассказы, реликвии, фото и др.) По тому, как человек относится к государственным символам, можно судить о его отношении к политике, государству, Родине. Знание такой символики необходимо, чтобы воспитать гражданина, достойного сына Отечества. Как из маленького человечка, идущего дорогой жизни, которая берет начало в детстве, можно вырасти настоящим человеком, достойным гражданином своей страны, ребята определяли на познавательной игре « Я Человек, Я Гражданин, хотя маленький». Формированию у детей патриотических чувств путем включения их в эмоционально насыщенную, физкультурно- спортивную деятельность способствует военно- спортивная игра «Зарничка», которая традиционно проводится в нашей стране «СМИД». В военно- спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания дисциплинированности, целеустремленности, взаимопомощи, отзывчивости. Разнообразные игровые средства, включенные в « Зарничку», содействуют активному участию детей в игре, помогают преодолевать трудности. Ребята становятся «разведчиками», «снайперами», «санитарами» и т. д. Наблюдение за деятельностью и поведением детей во время военно- спортивных игр позволяет сделать вывод, что данная игра во многом содействует формированию у них чувства долга перед Отечеством, воспитанию интереса к Вооруженным силам, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности. Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации, будь то неуставные отношения в школе или случаи природных и техногенных катастроф. Как находить выход из сложных экстремальных ситуаций различного характера ребята учатся на городской игре « Школа выживания». Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании младших школьников занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения. Это нашло отражение в творческом задании: « Доброе братство лучше богатства», где смидовцы сочиняли легенды, сказки, стихотворения, рассказы, писали сочинения, письма, размышления о дружбе детей разных национальностей. Центром гражданско- патриотического воспитания в школе является школьный музей. Но как правило младшие школьники приглашаются в школьные музеи на экскурсии по различной тематике, выставки экспозиций, встречи с интересными людьми и т. д. В этом году ребята вместе с вожатыми , учителями, родителями попробовали оформить в своих Республиках этнографические уголки «Давным -давно» и даже проводили экскурсии, где знакомили с утварью, орудиями быта, костюмами, традициями, обычаями праздниками народов, населяющих Россию и других стран. Чем раньше наши дети научаться беречь и уважать природу, тем больше надежды, что наш мир не будет втянут в экологическую катастрофу. Наши смидовцы вовлечены в социальные значимые дела: - операции: « Птичий завтрак», « Зленный друг», «Теплая зима», «Мусор», «Защищай, береги, умножай», «Саженцы»; - конкурс плакатов « Во имя сохранения Земли»; - смотр- конкурс агитбригад « Мы с природою дружны -знать, любить, беречь должны!»; - игра « Мы хотим, чтоб от народа не страдала бы природа»; - конкурс « Если ты любишь Землю свою »; - коллективно- творческое дело «Экологическая тропа класса». Активное участие Республики приняли в городском конкурсе проектов «Двор моей мечты», в котором ребята соединили свои патриотические чувства с творческими способностями. Деятельность современных общественных объединений служит убедительным доказательством того, что целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей является основой становления патриота и гражданина своего Отечества. Этот процесс объективно необходим как для самого ребенка, так и для общества. В процессе деятельности детских общественных объединений и организаций общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития, сформированный участием в общественной деятельности, помогает ребенку ориентироваться в сложных социально- экономических проблемах, разбираться в общественно- политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную гражданскую позицию. Если нам удастся создать учебно- воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально ориентированный, с четко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми, значит, мы на правильном пути. Н. А. Кажаева, педагог доп. образования I кв. категории ЦДТ «Радуга» г. Бузулука | |
Просмотров: 9040 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |